logo search
курсовая TimUR

2.3. Механизм государственно-правового регулирования

На очередном заседании Совета иностранных инвесторов при главе государства в 2011 году Президент Н.А. Назарбаев сообщил, что в настоящее время в Казахстане работает 20 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, в том числе 7 тыс. - в несырьевых отраслях. «По привлеченным инвестициям на душу населения наша страна стабильно входит в первую тройку мира в течение последних 10 лет», - отметил глава государства.

Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

Как известно, главной задачей государственной инвестиционной политики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

Ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. В сложившихся условиях для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Для развития экономики государства необходимо привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, что является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно улучшить производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов - реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями.

Казахстан на протяжении 20 лет независимости прилагает все усилия для создания благоприятного социального, финансово-экономического, правового режима для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционного климата. Для того, чтобы решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан был разработан и введен в действие 8 января 2003 года Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан.

Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные из которых:

1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные гарантии от имени республики;

3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

4) гарантии от экспроприации и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

- повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

- усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

- повысить научно-технический уровень производства с помощью новых технологий, методов управления и сбыта продукции;

- увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

- использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

- достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует преодолению кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

На протяжении долгих лет в рамках официальной помощи развития, Казахстан продолжает развивать финансовое сотрудничество с целым рядом международных финансовых, экономических организаций (МФЭО), таких как МВФ, МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и правительствами стран-доноров - Китай, США, Японии и т.д.

Для Казахстана наиболее целесообразным и без рисковым, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.

Целесообразно отметить, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов. Несмотря на неразвитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной системы, обеспечивающих необходимый для инвестирования климат, уже в первые 10 лет независимости (1991-2001 гг.) в Казахстан было вложено более 50 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций. А в 2012 году объем иностранных инвестиций превысил 120 млрд. долл.

Позиция нашего государства как крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан может добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта.

Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, необходима политическая воля и реальные действия. Также следует проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов.

Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными привлекательными чертами - богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и прежде всего энергосбережения. По этой причине цены внутреннего рынка превышают мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.

Таким образом, нами была сделана попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций - это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач:

- развитие экспортного потенциала;

- развитие импортозамещающих производств;

- увеличение налоговых поступлений;

- создание новых рабочих мест и т.д.

Для стимулирования притока иностранных инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное - инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.

При рассмотрении механизма государственно-правового регулирования процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему законов, определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по поводу иностранного капитала и инвестиций.

Система законодательного регулирования привлечения иностранного капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты, регулирующие вопросы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании, о генных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и другие нормативные акты.

В основном законе страны- Конституции Республики Казахстан (п.4 ст. 12) отмечено:

"Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами".

Основным родовым законом, регулирующим отношения государства и иностранных инвесторов является Закон "Об иностранных инвестициях".

Закон устанавливает, что любые формы иностранных инвестиций и связанной с ними деятельности осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем инвестиции национальных инвесторов.

Исключениями из этого режима являются только преимущества, предоставленные иностранным инвесторам международными договорами, а также участие иностранных инвесторов в приватизации, которое регулируется специальным законодательством. Более того, для иностранных инвестиций в приоритетных областях экономики могут устанавливаться дополнительные льготы.

Закон устанавливает разнообразные гарантии иностранным инвестициям, такие, как гарантии о национализации и экспроприации, гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, гарантии от изменения политической ситуации и многие другие гарантии.

Так, иностранные инвестиции не могут быть национализированы и экспроприированы, кроме как в случаях, когда такая экспроприация и национализации осуществляются в общественных интересах. В случаях принятия таких мер иностранным инвесторам не-медленно выплачивается адекватная и эффективная компенсация.

Иностранные инвесторы гарантированы от изменения законодательства в течение 10 лет с момента осуществления инвестиций и государство при любых обстоятельствах, в том числе войны, смены Правительства или государственного строя, полностью сохраняет все свои имущественные обязательства перед инвестором, подчиняясь решениям международного арбитража.

Хотя Конституция не содержит определения субъектов и объектов собственности, объема и пределов осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты, однако она дает ссылку на специальный закон. Таким законом является прежде всего Гражданский кодекс Республики Казахстан, в соответствии с которым под правом собственности понимается признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Согласно Гражданскому кодексу в республике существуют равноправно две формы собственности:

1) частная собственность - собственность граждан и негосударственных юридических лиц;

2) государственная собственность - республиканская и коммунальная собственность.

В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением недр, воды, растительного и животного мира, находящихся в исключительно государственной республиканской собственности.

Гражданским кодексом предусмотрена возможность изъятия в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация). При этом, в соответствии со статьей 266 данного Кодекса, убытки, причиненные собственнику в результате национализации, возмещаются в полном объеме Республикой Казахстан. Данное положение весьма важно с точки зрения восстановления не по оценочной, а по рыночной стоимости национализированного имущества.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О банках и банковской деятельности" от 31.08.95 г. установил ряд дополнительных требований и ограничений для создаваемых в республике дочерних, по отношению к иностранным, банков и банков с иностранным участием. Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе подать в Национальный банк заявление о выдаче разрешения на открытие дочернего банка после одного года работы на территории Республики Казахстан представительства данного банка. При этом родительский банк должен иметь определенный рейтинг одного из основных рейтинговых агентств (перечень агенств и минимальный рейтинг устанавливаются Национальным банком).

В Указе Президента РК, имеющем силу закона, "О страховании" от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых организациях республики.

Деятельность иностранных страховых организаций на территории республики в качестве непосредственного страховщика запрещается -иностранные юридические лица, включая иностранные страховые организации, и иностранные граждане вправе быть лишь участниками страховых и перестраховых организаций Республики Казахстан.

При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде не может превышать 50 %. Такое ограничение сегодня представляется весьма существенным тормозом для развития страхового бизнеса в республике и, в частности, негативно отражается на привлечении иностранного капитала, привыкшего больше доверять западным компаниям.

Законодательством, регулирующим земельные отношения, в которых участвуют иностранные инвесторы, предприятия с иностранным участием, являются наряду с Конституцией, указ Пезидента Республики Казахстан от 26.12.95 г. "О земле" и другие нормативные акты.

В частной собственности, согласно этим законам, могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением.

К иностранным землепользователям по указу "О земле" относятся иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации.

Пункт 4 статьи 4 Указа "О земле" содержит важное замечание, что иностранные граждане и юридические лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не определено законодательством и указом и, таким образом, ограничений в праве собственности на земельные участки для иностранных граждан и юридических лиц, в сравнении с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, нет.

Согласно Указу "О недрах и недропользовании" недропользователями могут быть граждане или юридические лица, государство и (или) международные организации, получившие право осуществлять операции по недропользованию.

Весьма важно то, что иностранные граждане и юридические лица пользуются правами и несут обязанности в отношениях по недропользованию наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан и иностранные недропользователи (иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации) отнесены к субъектам недропользования.

Предоставление права недропользования производится на основе контракта и лицензии, которые могут быть следующих видов: о разделе продукции; о концессии; сервисный контракт; о совместной деятельности и иные виды контрактов.

Деятельность иностранных инвесторов в процессе приватизации регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О приватизации" от 23 декабря 1995 года, Положением "Об участии иностранных инвесторов в процессе приватизации государственной собственности в Республике Казахстан" от 20 июля 1993 года N 633 (с изменениями от 5 декабря 1994 года и от 24 августа 1995 года), а также положениями и правилами об управлении государственным имуществом, межправительственными соглашениями.

Иностранными инвесторами по упомянутым законам и положениям могут быть иностранные физические лица (не являющиеся гражданами или постоянными резидентами Республики Казахстан); иностранные юридические лица, за исключением юридических лиц, созданных и действующих за рубежом с участием физических лиц (граждан) Республики Казахстан и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, 50 и более процентов акций или доли которых принадлежат иля контролируются прямо или косвенно иностранными юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и их органами, международными организациями.

В республике, несмотря на некоторые недоработки, на сегодня сложились основы законодательства по иностранным инвестициям, регулирующие основные производственные отношения между государством и инвесторами.

Несмотря на это, законодательный механизм находится в постоянном развитии, принимаются новые и дополняются прежние законы, способствующие совершенствованию регулирования данный отношений.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ за последние три года неоднократно изменялся. Органы государственного управления, связанные с процессом управления внешней помощью, подвергались периодически реорганизациям. Поиск оптимальной схемы управления иностранным капиталом, в которой каждый субъект отношений будет выполнять свои четко определенные функции, позволяй избежать дублирования, происходит и сегодня.

Организационный механизм государственного регулирования иностранных инвестиций и капитала до ноября 1996г. включал в себя преимущественно регулирование внешнего заимствования, не выделяя в качестве специальных структур управления органы управления пря инвестициями. Как правило, последние существовали лишь в виде управлений внутри вначале Агентства по иностранным инвестициям, а затем Комитета по использованию иностранных инвестиций.

Однако в ноябре 1996 г. был создан Государственный комитет по инвестициями специализирующийся на регулировании иностранных инвестиций.

В соответствии с изменениями статуса органов регулирования ПИИ изменялся и состав его функций от косвенного вмешательства (в период с 1991 по 1994 гг., когда существовало Агенство по иностранным инвестициям) в процессы регистрации предприятий, через полную отмену такого регулирования (период существования Комитета по иностранным инвестициям вначале при Кабинете Министров, а затем при Министерстве финансов) и вновь к косвенному регулированию этих инвестиций (с созданием ГКИ - Государственного комитета по инвестициям).

Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является единственным уполномоченным органом в деле осуществления политики государства в области прямых зарубежных инвестиций.

В связи с этим Комитету предоставлено право:

- вести переговоры и подписывать международные договоры по вопросам инвестиционного сотрудничества и привлечения прямых иностранных инвестиций;

- запрашивать и получать от центральных и местных органов необходимую информацию;

- осуществлять экспертизу и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, актов центральных и местных органов власти в части прямых инвестиций.

Таким образом, принятие данного Указа разграничило функции Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РК и Государственного комитета по инвестициям в части привлечения и использования международных предпринимательских прямых инвестиций.

Введение специального органа регулирования ПИИ является неверным шагом и ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано с нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства в данные процессы. Определенным выходом из этой ситуации, возникшей в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня разбросаны по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии по приватизации в нефтегазовом секторе и т.д.).

3. ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ.

Одной из сторон влияния государства на инвестиционный процесс, приток международного капитала является повышение его международного авторитета и интеграция в международные экономические отношения. В этой связи республика вступила в ряд международных организаций и ратифицировала многие международные документы в области экономики. За короткий срок республика стала членом международного сообщества, установила партнерские отношения со многими международными организациями.

Знаменательным шагом в этом плане может служить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Многосторонний договор ВТО, как известно, создает предпосылки для общего снижения всех таможенных пошлин, устраняет дискриминацию государств в мировой торговле. Казахстан в рамках двусторонних соглашений имеет право пользоваться предпочтительным статусом развивающей страны, согласно списку Комитета помощи развития DAC ОЭСР, и тем самым еще больше снижать пошлины со стороны развитых стран.

В области регулирования внешнеторговой деятельности республика прошла путь от жесткого контроля со стороны государства до либеральной системы внешней торговли.

Республика имеет огромный экспортный потенциал, который оценивается в 15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной задачей внешнеторговой политики Казахстан на 1996-1998 годы является оптимизация платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи будут решаться посредством дальнейшей либерализации внешней торговли в сочетании с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей, изменением законодательной базы в соответствии с принципами ВТО.

Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного союза стран СНГ.

В 1992-1993 годах был установлен порядок нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта и импорта.

В период 1994-1995 гг. и в начале 1996 года была существенно либерализована внешняя торговля:

- отменено квотирование экспорта товаров;

- сокращен перечень лицензируемой продукции;

- отменены экспортные пошлины на все товары;

- упразднен институт спецэкспортеров, то есть сегодня все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, имеют право экспорта любых товаров;

- образован ряд свободных экономических зон;

- разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимой из этих стран;

- для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фотосанитарного и иного контроля;

- введена система независимой предотгрузочной экспертизы экспортных и импортных контрактов.

Целесообразность вступления Республики Казахстан в Таможенный союз с Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.

Во-первых, основные экономические показатели стран "четверки" весьма сходны. Во-вторых, экономики стран "четверки" взаимосвязаны между собой.

В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не позволяет обособиться друг от друга.

Создание Таможенного союза предусматривает отмену ограничений во взаимной торговле и принятие единой системы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в торговле с третьими странами.

Кроме законодательной защиты, дополнительные гарантии иностранным инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это: США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.

Привлечение иностранного капитала и повышение эффек­тивности его использования требуют совершенствования орга­низационного, экономического и правового механизма в целях обеспечения согласованности национальных интересов нашей страны и интересов иностранных инвесторов, создания общих благоприятных условий инвестиционной деятельности и префе­ренциального режима для преимущественного развития приори­тетных сфер экономики. Доработка действующего механизма должна идти в направлении повышения его гибкости и самона­стройки в зависимости от изменяющейся хозяйственной обста­новки. Немаловажное значение приобретает повышение гаран­тий по защите прав иностранных инвесторов и упорядочение бюрократических процедур, тормозящих процесс привлечения и использования иностранных инвестиций.

Одной из форм привлечения иностранного капитала в эко­номику Казахстана остаются внешние кредиты.

При заключении кредитных соглашений, так же как и при реализации намечаемых инвестиционных проектов, возможно возникновение дефолта, то есть проблем с погашением внеш­ней задолженности. Причиной дефолтов является отсутствие или несовершенство механизма движения инвестиционных проек­тов, обслуживаемых за счет иностранных кредитных линий на всех этапах: заключение контракта, принятие решения по про­екту на уровне региона, вышестоящей организации и правительства, освоение кредита и погашение задолженности по нему. Отсутствие опыта в международном бизнесе у предприятий и организаций зачастую приводит к заключению невыгодных, а порой и дискриминационных для заемщика контрактов, реализа­ция которых может ущемлять интересы как конкретных пред­приятий и организаций, так и регионов или республики в целом.

Главным недостатком механизма отбора приоритетных ин­вестиционных проектов является отсутствие четких критериев отбора и даже обычных ориентиров. Большинство проектов не­достаточно обоснованы с точки зрения экономической эффек­тивности; валютной окупаемости и платежеспособности внут­реннего заемщика. Многие проекты социального характера при­няты в ущерб экономической выгодности. Сейчас, когда уже начинаются выплаты под привлеченные ранее кредиты, выясни­лось, что почти третья часть от сложившейся суммы непогашен­ных платежей по иностранным кредитам приходится на неплате­жеспособных хозяйствующих субъектов-заемщиков.

Для того, чтобы избежать возникновения возможных дефолтов, необходимо принять комплекс мер финансового, адми­нистративного и правового характера. Прежде всего, чтобы отслеживание, контроль и планирование имели под собой на­дежную основу, должна быть подготовлена и введена система основных статистических показателей, характеризующих разме­ры поступления внешних ресурсов во всех формах и во все сектора национальной экономики. Требует изменений и сложив­шаяся практика закрытого распределения кредитов, которая повлекла за собой заключение невыгодных контрактов, пере­расход средств, закупку устаревших, техники и технологий.

Важнейшей частью работы по контролю и управлению вне­шним долгом является конкурсный отбор иностранных кредитов с проработкой вопроса о целесообразности использования иност­ранных кредитных линий, исходя из важности получения займов для осуществления конкретных, тщательно отобранных и подготов­ленных проектов, которые прошли всестороннюю оценку. Подав­ляющее большинство займов и кредитов (более 90%) должны быть привлечены для финансирования конкретных проектов - та­ких, как освоение месторождений, развитие малых предприятий, систем образования и здравоохранения, улучшения демографи­ческой ситуации и т.п. Такая ориентация призвана обеспечить вложение средств в эффективные проекты, которые способство­вали бы развитию экономики республики и повышали бы ее реальные возможности для выплаты заемных средств.

В связи с этим необходима детальная предварительная экспертиза предлагаемых инвестиционных проектов с привлече­нием банковских и независимых экспертов. При такой экспер­тизе должна быть осуществлена технико-технологическая, цено­вая и правовая проработка проектов, проведены маркетинговые исследования - определены размеры и источники поставки сы­рья, комплектующих изделий, необходимая численность специа­листов и рабочих, оценен возможный рынок сбыта.

Затем должны быть определены основные параметры про­екта: его выгоды и издержки, эффективность, срок окупаемос­ти, в том числе валютоокупаемость, степень коммерческого риска, влияние на основные макроэкономические показатели - прирост объема производства, бюджет, прирост национального дохода, снижение издержек, повышение конкурентоспособнос­ти продукции на мировом рынке.

Как качественный, так и количественный анализы эконо­мических аспектов проекта должны быть направлены на оценку вклада проекта в реализацию целей развития страны, выступа­ющих важнейшими критериями выбора и экспертизы проектов: оживление экономики, проведение социальных мероприятий за счет реализации программ, направленных на повышение про­изводительности труда и уровня жизни населения, создание рабочих мест, использование местных ресурсов, обучение кадров, улучшение окружающей среды.

При включении проекта в перечень приоритетных и под­держиваемых государственными гарантиями необходимо среди критериев их отбора учитывать и такие параметры, как размер внешней задолженности (предприятия, региона, республики), лимит гарантий Республики Казахстан, объем возможного дополни­тельного финансирования, возможность создания особой и не­изменной (до окончания реализации проекта и погашения за­долженности) правовой базы. Необходима также детальная про­верка финансово-хозяйственной деятельности предприятий-за­емщиков с целью выявления их возможностей для погашения внешней задолженности. Одновременно важнейшей частью работ по контролю и управлению внешним долгом должен быть конкурсный отбор иностранных кредиторов с оценкой их финансовых возможностей и проработкой вопроса о целесо­образности привлечения иностранных кредитных линий.

Важной составляющей комплекса мер, должно быть, созда­ние механизма по привлечению к ответственности министерств и ведомств, предприятий и организаций за принятие решений по иностранным кредитам, а также разделение этой ответственнос­ти с областными администрациями, являющимися в большин­стве случаев ходатаями ряда проектов. Органы местной власти должны не только одобрять проект и способствовать заключе­нию кредитного соглашения, но и принимать непосредствен­ное участие в его реализации в различных формах: содействие в нахождении рынков сбыта готовой продукции, источников сопутствующего инвестирования; осуществление юридических, экономических консультаций; оказание консалтинговых услуг и прочих в зависимости от конкретной ситуации.

Для избежания дефолтов необходимо обеспечение общих благоприятных макроэкономических условий (сдерживание инфляции, решение проблемы взаиморасчетов со странами СНГ, стабилизация производства) и стабильность правовой базы, создание механизма передачи обязательств по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Республики Казахстан, при ликвидации или реорганизации предприятий-заемщиков. Реализация приоритетных инвестиционных проектов, включен­ных в государственный перечень, требует осуществления посто­янного мониторинга освоения кредитов и своевременного пога­шения задолженности.

Важным фактором, стимулирующим международное инвес­тирование экономики Казахстана, является профессиональное и полное страхование политических, социально-экономических и коммерческих рисков. Инвестиционная привлекательность нашей страны в этой области повышается в связи с принятием Закона РК "О государственной поддержке прямых инвестиций", который имеет ряд принципиально новых юридических положений, уве­личивающих степень исключительности прав инвесторов. Так, в соответствии со статьями этого закона предусматриваются сле­дующие гарантии по защите интересов инвесторов:

Существенной гарантией прав иностранных инвесторов яв­ляется защита от изменений и дополнений законодательства республики, а также предоставление возможности внесения изменений в условия контракта при изменении нормативно-правового регулирования привлечения и использования иност­ранных инвестиций.

Однако, еще не все вопросы в области защиты интересов инвестора решены. Так, на сегодняшний день отсутствуют законо­дательные акты, позволяющие создавать в Казахстане совмес­тные страховые компании и ограничивающие монополию "Казахинстраха". В настоящее время согласно страховому законода­тельству, государственная компания по страхованию «Казахинстрах» становится единственным страховщиком, которому позво­лено страхование рисков иностранных инвестиций в Казахстане и при этом инвесторам отказывают в праве выбора страховщика, услугами которого они желали бы воспользоваться.

Для более рационального использования возможностей стра­хования иностранных инвестиций целесообразно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию политических и коммерческих рисков по типу корпораций зарубежных «частных инвестиций ОПИК» при учас­тии корпорации AIG (American International Group) - крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и круп­нейшего в США страховщика торговых и промышленных рис­ков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчуждения и национализации собственности, неконвертируемости валюты и т.д. и имела бы ;для этого достаточно большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в 100 млн.долл., тогда как страховой фонд "Казахинстраха" составляет только 1 млн.долл., что обусловливает необходимость перестрахования рисков за рубе­жом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из Казахстана.1

Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики Казахстана целесообразно ис­пользование как финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним можно отнести созда­ние общей, благоприятной обстановки функционирования иност­ранного капитала, обеспечение необходимыми факторами про­изводства, информацией, службами управления, развитием транс­порта, различного рода коммуникаций, банковского обслужива­ния создание других элементов рыночной инфраструктуры.

Целесообразно широкое использование налоговых льгот и сти­мулов. Например, стимулирующую роль сыграет освобождение от налога на добавленную стоимость операций по выдаче и передаче ссуд. Суммы кредитов в иностранной валюте, полученные от инвестиционных банков и кредитных учреждений, в этом случае не должны облагаться налогом на добавленную стоимость.

Для того чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период «налоговых каникул» с целью получения необлагаемого налогом дохода, следует предусмот­реть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.

Предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот должно осуществляться не автоматически, а дифференцированно, в зависимости от государственной значимости осуществля­емого проекта, от доли участия в уставном фонде предпри­ятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.

Необходимо упростить формальности, разрешающие ино­странным компаниям заниматься производственной деятельнос­тью и реинвестировать свои доходы. Важной мерой в этой области представляется заключение контрактов между инвесто­рами и Госкомитетом по инвестициям, в котором подробно излагаются все льготы и преференции. Утвержденный порядок заключения контракта освобождает инвесторов от многочислен­ных бюрократических процедур, практиковавшихся до настояще­го времени. Одновременно следовало бы усилить стимулы по реинвестированию доходов иностранных компаний.

Для создания действенного механизма стимулирования привлечения иностранного капитала в рамках процесса прива­тизации необходимо: отработать принципы валютной конверта­ции иностранных портфельных инвестиций, определить круг приватизируемых объектов для международных торгов, разви­вать первичный и вторичный рынки ценных бумаг для приобре­тения иностранными инвесторами имущественных прав.

В числе организационных мер по привлечению иностран­ного капитала необходимы следующие:

Для выполнения функций, связанных с реализацией го­сударственной политики по привлечению иностранного капита­ла, при Государственном комитете по инвестициям целесооб­разно создать:

Перечисленные меры позволят проводить взвешенную государственную политику в области привлечения иностранного капитала, что поможет решить задачу сопряжения национальных интересов с интересами иностранных инвесторов.

Политика привлечения иностранного капитала исходит из общей экономической стратегии развития Казахстана, которой определены приоритеты структурной перестройки на долгосроч­ную перспективу. Иностранный капитал должен занять важное место в развитии отдельных секторов приоритетных отраслей экономики, служить средством, дополняющим, но не вытесняю­щим национальные инвестиции, препятствовать трансмиссии негативных процессов на будущее.

Таким образом, в республике на сегодня в определенной мере созданы основы государственного регулирования привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. Однако действенность такого механизма остается невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны.