2.2. Проблема привлечения и использования иностранных инвестиций
Ha современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Анализируя причины ограниченного притока следует обратиться в первую очередь к объяснениям самих инвесторов.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:
-недостаточное число свободных экономических зон в стране;
-проблема платежей - ограниченный доступ к иностранной валюте;
-постоянно изменяющиеся и непоследовательные законы, нестабильность юридической базы в целом;
-неадекватность Закона "О залоге", особенно в той части, которая касается использования недвижимой собственности в качестве гарантии для иностранных кредитов;
-отсутствие частной собственности на землю как основы всего института частной собственности;
-неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для инвестиционных проектов, трудности в получении страховки;
-отсутствие политики в вопросе ответственности предприятий в соблюдении экологических норм;
-несовершенство банковских законов и неразвитость банковской системы;
-неразвитость транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между Казахстаном и внешним миром;
-неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему нефтепровода и газопровода) для перевозки товаров по суше из Казахстана к внешним рынкам.
Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.
Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:
1. Несовершенная, подчас хаотическая, запутанная, коррумпированная система отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных инвесторов отказываться от дальнейших вложений инвестиций.
2. Отношение к иностранным инвесторам не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых средств, налоговых поступлений или взяток.
3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное применение или полное игнорирование законодательства.
4. Отсутствие организованной инвестиционной службы, предоставляющей потенциальным инвесторам нужную информацию или содействующей организации предпринимательской деятельности.
5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов и договорных отношений.
6. Несоответствие инфраструктуры потребностям иностранных фирм.
7. Несовершенство банковской системы, выражающееся в неэффективной системе платежей.
8. Нестабильный, постоянно меняющийся налоговый режим для корпорации.
9. Неопределенность дальнейшего хода реформ.
Социологический опрос, проведенный среди крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым Казахстан представляет для них деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов в регионе; размер потенциальной прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались: резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и юридические услуги); потребительская кооперация.
В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.
К сожалению, не дорабатывают в части работы по привлечению инвестиций ответственные за политику привлечения и использования иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации управления:
- до сих пор в стране не принята государственная Программа привлечения и использования иностранного капитала;
- по существу существующая законодательная база не только не направлена на стимулирование инвесторов из-за рубежа, но и откровенно препятствует им;'
- отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих инвестиционной политикой;
- отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм и волокита.
Слабость государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.
Взять, к примеру, вопросы нефти и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную комиссию по приватизации предприятий нефтегазового комплекса, то ли в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.
Для стабилизации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:
• реструктуризацию национальной экономики,
• ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов,
• усиление экспортного потенциала страны,
• развитие импортозамещающих производств,
• формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,
• создание рыночной инфраструктуры,
• привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.
Практика последних лет показала, что в политике привлечения иностранных инвестиций существовали отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам рыночной трансформации экономики. Это касается методологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капитала и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.
В Казахстане к отраслям приоритетного привлечения иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую отрасли, черную и цветную металлургию, строительство, коммуникации.
Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях экономики Казахстана является привлечение прямых иностранных инвестиций для создания совместных и зарубежных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностранные инвестиции, как правило, дают большой эффект, так как зарубежный партнер совместного проекта заинтересован в максимально высокой отдаче инвестированных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производственный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор разделяет всю полноту риска с национальным инвестором.
Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:
• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
• не ложатся бременем на внешний долг страны;
• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.
Объем иностранных инвестиций в республику на 1999 год возрос по сравнению с 1994 более чем в два раза и составил 3,24 млрд. долларов. Причем в структуре инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1% - на портфельные, 28% - кредитные средства, 22 % - займы международных финансовых организаций.
Прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала в экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению с иностранными кредитами. Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.
Основной формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается созданиесовместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличительными особенностями совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.
Процесс создания СП проходит достаточно интенсивно - к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не внесли. Наибольшее количество действующих СП образовано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).
Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они ориентированы в основном на краткосрочную перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, маркетинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требующую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного производства.
Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и, в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический комплексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являются контракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом этого вида контракта является простой и эффективный механизм изъятия собственной доли доходов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено три таких контракта - в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).
При осуществлении крупных проектов, где инвестиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организация контрактных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному партнеру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превращение в СП.
Основными критериями при выборе форм привлечения иностранного капитала являются:
• сфера деятельности и вид продукции (технологически сложный, наукоемкий и т.п.);
• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
• стратегическая цель привлечения иностранного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).
Одним из наиболее эффективных методов увеличения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.
В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлечения капитала позволяет вывести крупные предприятия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов на управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показала свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кроме того, при данной форме привлечения иностранного капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструкция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.
Более выгодным для государства является осуществление инвестиций на основе досрочной приватизации, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоценка и пересчет основных фондов и на этой основе установление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.
Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.
Для более рационального использования возможностей страхования иностранных инвестиций целесообразно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных "частных инвестиций ОПИК" при участии корпорации AIG (American International Group) - крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейшего в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчуждения и национализации собственности, неконвертируемости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточно большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страховой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.
Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики целесообразно использование как финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной инфраструктуры.
Для того, чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения необлагаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.
Разумеется, предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот должно осуществляться не автоматически, а дифференцирование, в зависимости от государственной значимости осуществляемого проекта, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.
Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностранной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.
В числе организационных мер по привлечению иностранного капитала представляется также необходимым предусмотреть:
> подготовку подзаконного акта (постановления, положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях" о неухудшении условий функционирования предприятий с участием иностранных инвестиций;
> пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалюты за тенге;
> принятие законопроектов "О залоге", "Об ипотеке недвижимого имущества", разработку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;
> формирование системы мониторинга инвестиционного климата РК и его регионах.
Сложившиеся экономические условия в Казахстане и его регионах пока не содержат реальных предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов. Не создан устойчивый экономический механизм к развитию производственного потенциала, нет механизма аккумулирования инвестиционных ресурсов для производственного сектора, не сформированы инвестиционные институты, способные организовать эффективный инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала. Все это диктует необходимость создания механизма реализации инвестиционной политики, способного реанимировать инвестиционный процесс в Казахстане.
Относительно высокий международный рейтинг Казахстана заставляет более пристально взглянуть на экономические и социальные процессы, происходящие в этой стране. Оказывается, что за десятилетие независимого существования Казахстан продвинулся дальше по пути последовательных рыночных преобразований, чем Россия. Практически завершена приватизация (у нас, как известно, начинается ее вторая волна); принято совершенно новое налоговое законодательство; основана современная банковская система; сформировано отечественное предпринимательство; перестроены экономические отношения на селе; проведена реформа жилиицно-коммунального хозяйства. В республике создана накопительная пенсионная система, и сегодня вклады в пенсионных фондах уже превысили 500 млн. долларов.
То, что Казахстан стал наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ, может, кого-то и удивит. Однако если сопоставить основные индикаторы социально-экономического развития Казахстана с российскими показателями, это удивление быстро пройдет.
Беспрецендентное увеличение инвестиций в реальные активы имело место в Акмолинской области – более чем в 5 раз. Освоение инвестиций в основной капитал возросло более, чем в 2 раза в Атырауской области. Рост инвестиционной активности наблюдался также в Алматинской, Актюбинской и Костанайской областях.
Рассмотрим динамику привлечения иностранных инвестиций в Республику Казахстан по данным государственного комитета Республики Казахстан по инвестициям.
На графике ярко видна тенденция снижения общих объёмов привлечения иностранных инвестиций в республику за 1996-1999 года. Она связана со значительным уменьшением объёмов внешних займов правительства Республики Казахстан. При этом делается акцент на прямые иностранные инвестиции, так как большое значение имеет размер внешнего долга страны.
График 1.
Млн. дол. США Динамика привлечения иностранных инвестиций в РК
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
1996 1998 1999 2000 2003
годы
всего
прямые иностранные инвестиции
В настоящее время валовой внешний долг Казахстана включает прямые государственные долги и долги, гарантированные Казахстаном, привлеченные долги по кредитам без правительственных гарантий, а также кредиторскую задолженность предприятий Республики Казахстан предприятиям других стран. Рост внешнего долга вызывает увеличение затрат на его обслуживание. Поэтому политика Правительства в области внешнего кредитного заимствования должна быть направлена на повышение кредитного рейтинга страны и лимитирование долга по бюджетному обслуживанию и государственным гарантиям, что даст возможность существенно сократить расходы по обслуживанию внешнего долга.
Механизм стимулирования инвестиционной активности должен включать всю совокупность инструментов налогового, бюджетного и финансово-кредитного регулирования, способствовать увеличению финансовых средств, необходимых для инвестирования экономики, создавать условия для предпочтения инвестирования производства расходам на посредническую, коммерческую и другого рода деятельность спекулятивного характера. В условиях формирования рыночных отношений этот механизм должен включать несколько блоков:
экономические рычаги и организационные меры, способствующие рациональному распределению и эффективному использованию централизованных капитальных вложений (из государственного и местного бюджетов);
экономический механизм закрепления финансовой базы
инвестиционной деятельности на региональном уровне;
экономические методы, способствующие росту собствен-ных накоплений предприятий и организаций;
экономический механизм стимулирования инвестиционной
активности частных предпринимателей;
инструменты задействования накоплений населения на цели инвестирования экономики;
меры по привлечению прямых и заемных иностранных - инвестиций;
Рычаги и методы различных блоков механизма реализации инвестиционной политики переплетаются, взаимодополняют друг друга и действуют в нескольких направлениях одновременно, мобилизуя и стимулируя различные каналы поступления инвестиций.
Прежде всего, необходимо изменить систему прямого регулирования движения капиталов. Так, предоставление централизованных капитальных вложений (из государственного и местного бюджетов) (на безвозвратной основе) должно стать скорее исключением, чем правилом. Основным критерием выделения централизованных капитальных вложений должны стать эффективность инвестиционных проектов и их соответствие приоритетам структурной политики. Выделение централизованных инвестиций без учета этого критерия на основе субъективных решений органов власти может привести к неэффективному распылению государственных средств и, как следствие, к росту незавершенного производства на местах.
Преобладание рыночных отношений в инвестиционной политике будет достигнуто только в том случае, если будут:
качественно изменены формы использования централизованных капитальных вложений;
введена конкурсная основа распределения инвестиций с использованием системы аукционов и тендеров открытого и закрытого типов;
сокращено прямое бюджетное финансирование за счет расширения косвенного через гарантии под кредиты коммерческих банков, участие в создании специализированных банков и т.д.;
часть бюджетных средств использована для совместного с негосударственными инвесторами финансирования производственных государственно-частных проектов, либо использована как гарантия прибылей частного капитала.
Важнейшим экономическим рычагом, воздействующим на движение капитала и, особенно, его централизованных источников в условиях рыночных отношений является кредитная система. Действие ее механизма проявляется через дифференциацию кредитных ставок, изменение объемов и доступности кредитов, систему предоставления их на конкурсной основе. Регулирование ставок ссудного процента и норм обязательных банковских резервов обеспечивает влияние на уровень инфляции, динамику цен, курс национальной валюты, экспорт и импорт капитала и продукции. Путем регулирования ссудного процента и предоставления льготных кредитов в рыночных условиях осуществляется перелив инвестиций в приоритетные отрасли и сферы и, таким образом, обеспечивается реструктуризация экономики. Поскольку краткосрочный банковский кредит не может решить проблем инвестирования производства, для обеспечения перелива капитала из торгово-посреднической сферы в сферу материального производства необходимо повысить процентные ставки под краткосрочные кредиты и резко снизить их под долгосрочные. Для развития долгосрочного кредитования целесообразно внедрение и широкое использование новой его формы - залогового кредитования.
Важной частью всего экономического механизма реализации инвестиционной политики должна стать система мер государственного регулирования и экономического стимулирования частнопредпринимательского капитала, как национального, так и иностранного. Так, чрезвычайно льготный для частного сектора инвестиционный климат является причиной высокого динамизма развития экономики и стремительного роста частного предпринимательства в странах Юго-Восточной Азии. Именно благоприятный инвестиционный климат позволяет поддерживать высокий уровень деловой активности частного бизнеса.
Льготный инвестиционный режим складывается из ряда привилегий, в числе которых: гарантия от национализации или полное возмещение капитала в случае ее проведения, гарантия репатриации доходов, таможенный протекционизм, либеральное налогообложение и пр.
Главной составляющей поддержки и всего экономического механизма осуществления инвестиционной политики является предоставление льгот и преференций, способствующих вложению частного капитала в сферы и производства первостепенной важности для развития хозяйства территории. Как правило, при предоставлении льгот национальные и иностранные компании формально уравниваются в правах, но на практике местные фирмы оказываются в менее выгодном положении.
Изучение мирового опыта, в том числе и опыта развивающихся стран, показывает, что формирование системы фискальных привилегий связано с огромной ролью государства в воспроизводственном процессе, с использованием частного капитала в решении проблем индустриализации, структурной перестройки, модернизации экономики, занятости и т.д.
Функции налоговой политики в значительной мере соотносятся с общенациональными задачами и приоритетами регионального развития. Если генеральным направлением экономической стратегии является развитие экспортного потенциала, то, соответственно, и сферой применения фискальных льгот должны быть экспортно-ориентированные производства.
Вместе с тем, налоговое стимулирование нельзя рассматривать только в русле эволюции государственной стратегии. Налоговая система связана с глубинными социально-экономическими процессами, происходящими в стране, а также с формированием и развитием частнопредпринимательского капитала. Концептуальной основой налоговой политики и практики стимулирования частных инвестиций в странах Юго-Восточной Азии является положение о том, что налог уменьшает доходы, направляемые на инвестиции, и поэтому частный сектор не следует облагать высоким налогом. За счет налоговых преференций цена на инвестиционные товары уменьшается, а норма прибыли на частный капитал после уплаты налога возрастает, в результате растут и капитальные вложения. Развитие системы налогового стимулирования неизбежно и в Казахстане, что обусловлено давлением привлекаемого зарубежного капитала, претендующего на максимальные выгоды.
Развитие системы налоговых льгот в направлении стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов всех форм собственности и, особенно, частного национального капитала, должно предусматривать:
льготы по налогообложению части доходов юридических лиц, направленной на производственное инвестирование, в жесткой увязке предоставленных льгот с эффективностью их использования;
интенсификацию некоторых из них, то есть улучшение предоставляемых ею условий;
расширение сферы распространения, одновременно способствующее увеличению числа налогооблагаемых объектов.
Наиболее важными формами налоговых преференций являются: освобождение от подоходного налога, налоговые скидки на инвестиции или инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, компенсация убытков за счет прибылей последующих лет, освобождение от ряда косвенных налогов.
Распространенной мерой налогового стимулирования инвестиций в развивающемся мире является временное освобождение (полное или частичное) от уплаты подоходного налога, так называемые налоговые каникулы. Либеральный налоговый режим должен предоставлять частичные или полные налоговые каникулы достаточно широкому кругу компаний, инвестирующих свой капитал в производство. По примеру Сингапура, от уплаты налога может быть освобождена приращенная сумма дохода от экспорта на срок от 5 до 10 лет для экспортно-ориентированных предприятий. В Таиланде величина налоговой льготы определяется отраслевой принадлежностью предприятия и устанавливается на срок от 3 до 8 лег, а на последующие 5 пет предусматривается частичное (на 50%) освобождение от уплаты подоходного налога.
В Казахстане в соответствии с Законом РК "О государственной поддержке прямых инвестиций" конкретные меры стимулирования - льготы и преференции - будут предоставляться Госкомитетом по инвестициям путем заключения с инвестором контракта после всесторонней экспертизы инвестиционного проекта. Кроме того, государство предоставляет натурные гранты - ставки подоходного налога на юридических лиц, земельного налога и налога на имущество могут быть снижены до 100% на срок до 5 лет с момента заключения контракта, а на последующий пятилетний период возможно понижение в пределах 50%. Законом также предусматривается полное или частичное освобождение от таможенных пошлин импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Льготы и преференции, включая налоговые и таможенные каникулы, натурные гранты, устанавливаются дифференцирование - в зависимости от содержания инвестиционных проектов, эффективности, приоритетности и соответствия утвержденному списку наиболее важных производств.
Для стимулирования развития лизинга, позволяющего приобретать дорогостоящую технику в рассрочку, по опыту развитых стран целесообразно установить специальные налоговые льготы для лизинговых операций. О том, насколько пригоден лизинг для решения проблемы инвестиций, свидетельствуют следующие данные: в США 25-30% вложений в машины и оборудование производится на основе лизинга, а в Австрии - 33%, в Англии, Франции, Швеции, Испании, Италии - 12-17%.1
При заключении предприятиями лизинговых контрактов для технического перевооружения производства удачное практическое решение находит проблема инвестиционных гарантий. Лизинговые операции представляют собой не просто аренду оборудования, а новую специфическую систему перспективного финансирования капитальных вложений, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам. При использовании такой схемы инвестиционного финансирования с включением механизма гарантий предприятие получает возможность сократить расходы за счет приобретения оборудования в рассрочку. Кроме того, финансовый лизинг является более эффективным по сравнению с обычным кредитованием, так как в отличие от денег гарантирован от обесценения. Финансовые риски в этих случаях могут быть разделены между поставщиками оборудования, страховыми компаниями, гарантирующими лизинговые платежи, и банками, вносящими деньги на залоговый депозит.
Важнейшей составляющей механизма стимулирования инвестиционной активности является государственная поддержка процесса перелива капитала из торгово-посреднической сферы в сферу материального производства путем увеличения необлагаемой налогом части дохода, направляемой на инвестирование производства, строительство жилья, объектов социальной сферы или освобождения от налога всего дохода, используемого на техническое перевооружение. Для компенсации сокращения поступлений в бюджет можно ввести повышенный подоходный налог и комиссионные, получаемые от торговых и посреднических операций. В среднесрочном и краткосрочном периодах льготный режим необходимо предоставлять производствам, где ведется активная модернизация производственного аппарата и возможна быстрая отдача капиталовложений. В долгосрочном - производствам, способствующим обновлению производственного потенциала на новой технологической основе и укреплению экономической безопасности страны.
Одним из эффективных приемов, успешно применяемых в мировой практике в целях мотивации замены устаревшего оборудования и внедрения новейших видов техники и технологии, является инвестиционный налоговый кредит. По сути - это финансирование государством капвложений, а по форме - налоговая скидка, сокращающая размер налогооблагаемого дохода с той разницей, что через определенный период времени оставляемая у предприятий сумма налогового кредита возвращается государству. Инвестиционный налоговый кредит определяется, как правило, в процентах к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога или облагаемого налогом дохода. В США, например, была разрешена 6-процентная налоговая скидка с капитальных вложений в объекты сроком службы менее 3-х пет и 10-процентная - с капитальных вложений в другие его виды. Использование этого метода выгодно и для предприятия, получившего временную выгоду, и для государства, которое в последующем возвратит с избытком недополученные средства.
Альтернативной формой льгот являются налоговые скидки на инвестиции, которые широко практикуются в странах Юго-Восточной Азии для стимулирования инвестиций компаниям, не подпадающим по своим параметрам под статус привилегированных. Сущность данной льготы сводится к тому, что часть дохода предприятий не облагается налогом и определяется она на основе величины вложенного капитала и ставок предоставляемой скидки.
Новым Налоговым кодексом республики предусмотрено освобождение от налога части дохода, направляемого на инвестирование основной деятельности, внедрение новой техники и новых технологий. Однако, на наш взгляд, более эффективно было бы использование инвестиционного налогового кредита, который сыграл бы стимулирующую роль для накопления на предприятиях, и, в то же время, эти средства не были бы потеряны для государственного бюджета.
Возможно использование и такого метода стимулирования, как перенос убытков, полученных во время реконструкции предприятия, на последующие годы, то есть вычет из будущих прибылей. В этом случае уменьшается налогооблагаемая часть дохода. Данную привилегию целесообразно предоставлять предприятиям имеющим статус "пионерных" или приоритетных.
Поскольку немаловажная роль в финансировании инвестиций отводится собственным средствам предприятий и организаций, важной представляется разработка механизма, мобилизующего накопление капитала на уровне предприятий. С этой точки зрения назрела необходимость в пересмотре амортизационной политики. Амортизационные отчисления не могли обеспечить нормальное воспроизводство основных фондов главным образом потому, что до последнего времени они начислялись с их первоначальной стоимости. Установленные индексы переоценки основных фондов отстают от инфляции и индексов цен на капитальные вложения.
Использование предложенных выше прямых и косвенных рычагов воздействия на инвестиционную активность будет способствовать притоку капитала в реальный сектор, оживлению инвестиционной деятельности и тем самым содействовать стабилизации и последующему экономическому росту.
- Глава 1. Теоретические аспекты привлечения и использования иностранной инвестиции
- Глава 2. Инвестиционный климат в рк
- Глава 1. Теоретические аспекты привлечения и использования иностранной инвестиции
- Глава 2. Инвестиционный климат в рк
- 2.2. Проблема привлечения и использования иностранных инвестиций
- 2.3. Механизм государственно-правового регулирования
- 2.4. Перспективы развития инвестиционного климата
- Потребность Казахстана в иностранных инвестициях на современном этапе определяется дефицитом собственных (казахстанских) источников накопления.