logo search
Доклады для 1 курса

2.4 Методы борьбы с безработицей в сша в сравнении с российскими методами

В 2009-2010 гг. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.

Блок 1. Помощь нуждающимся

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.

 Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.

Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.

Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.

Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

Блок 2. Инфраструктурные проекты

Предусматривает такие проекты, как строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые ни только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

Блок 3. Налоги

Президент США Барак Обама предложил снизить налоговое бремя на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

В частности, предприятия малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

Кроме того, президент США обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн долларов США до 5 млн долларов США [10].

Поддержка малого бизнеса действует и в России, однако комплекс мероприятий сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и в нашей стране.

В поле зрения американской политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

В отличие от российских методов, политика занятости в США подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд [8].

Изучение российских и американских методов борьбы с безработицей показало, что в сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.

Российский рынок труда: проблемы безработицы.

Какая сейчас в России безработица? Во-первых, существуют два официальных показателя безработицы, которые можно встретить и в публикациях Госкомстата, и в широкой прессе. Первый показатель, это показатель общей безработицы. Этот показатель рассчитывается на основе выборочных обследований рабочей силы. Безработными в рамках этих обследований признаются люди, которые одновременно отвечают трем признакам: у этих людей нет работы, они ее ищут, если бы они нашли такую работу, они были бы готовы к ней сразу же приступить. Студент, который не работает, ищет работу, но ждет, когда же он получит диплом через полгода, не является безработным. В этом случае отсутствует третий признак: «готовность сразу приступить к работе».  Второй показатель, это показатель регистрируемой безработицы. Этот показатель носит административный характер. Если человек пришел в службу занятости, его зарегистрировали, поставили на учет. Он туда приходит, отмечается, ему выплачивают пособие. Такие люди считаются безработными в рамках административной системы. Соответственно, как и для всех стран, в России рассчитывается два показателя безработицы - уровень общей безработицы, согласно первому методу и уровень регистрируемой безработицы, согласно второму методу. Понятно, что показатель общей безработицы в каком-то смысле является более правильным, более удобным, потому что он свободен от административной специфики отдельных стран или отдельных регионов. Поэтому, когда мы сравниваем ситуацию, например, внутри России между регионами, то лучше использовать показатель общей безработицы.  Самые последние данные по безработице в России таковы. Уровень общей безработицы составил 7,9 %. Уровень регистрируемой безработицы в России намного ниже - где-нибудь 2,3 %. Если мы считаем по головам, то это означает, что безработных, которые считаются в соответствии с общепринятыми международными критериями, в соответствии с методологий МОТ, международной организации труда, находится в пределе между 5,5-6 миллионами людей. Зарегистрированных безработных примерно полтора миллиона человек. Если говорить об уровне зарегистрированной безработицы, то это вообще астрономически низкая цифра.  Первая вещь, которая удивляет, когда смотришь на эволюцию российского рынка труда в переходный период, это несоответствие между динамикой изменения производства валового внутреннего продукта и динамикой занятости. Если говорить о нижней точке кризиса, то кумулятивное снижение ВВП в России составило примерно 40% по официальным оценкам. Однако занятость снизилась меньше, чем на 15%, примерно на 14%.  Второй фактор - в России в структуре заработной платы очень значительное место, до 25-30% занимают разного рода поощрительные выплаты, премии и так далее. Руководство предприятий имеет большую власть, может свободно маневрировать этим довеском. Если оно считает, что данному работнику не следует много платить, оно может, не пересматривая базовую ставку заработной платы, просто перестать ему платить премии. Естественно, это добавляет гибкости оплаты.  Третий момент - это задержки заработной платы. Такого рода масштабы невыплат заработной платы, это вообще редкое явление. В таких масштабах оно не встречалось нигде. Понятно, что если вы не платите людям вовремя, вы снижаете реальную сумму того, что они получают.  Значительную долю в заработках в России составляют различные неофициальные доплаты, неофициальная заработная плата. Это самый пластичный элемент заработной платы в России. Именно он, как правило, реагирует первым на любые и положительные, и отрицательные изменения в экономике.  Следующая важная характеристика российского рынка труда, просто визитная карточка российского рынка труда, это бурное развитие различных нестандартных форм трудовых отношений. Под нестандартными формами трудовых отношений я имею в виду такие явления, как административные отпуска и перевод работников на неполное рабочее время, задержки заработной платы, выплаты неофициальной заработной платы, работа в личных подсобных хозяйствах, и так далее. Нельзя сказать, что все эти явления были настолько уникальны, что они вообще не встречались в других переходных экономиках. Однако, в России масштабы этих явлений, их укорененность, длительность были намного больше. В некоторые, самые кризисные годы, доля людей, которые находились в состоянии вынужденной неполной занятости, в России доходила по некоторым отраслям до четверти. То есть, в течение года примерно 25% работников некоторых отраслей то оправлялись в вынужденные отпуска или переводились на неполное рабочее время, то потом возвращались в нормальный режим работы. По имеющимся оценкам невыплаты заработной платы в точке максимума, которая была достигнута в сентябре 1998 года, достигала 75%. То есть, каждые три из четырех работающих в России имели задолженность по заработной плате. По экспертным оценкам Госкомстата России не официальные, ненаблюдаемые заработные платы составляют примерно половину от официально выплачиваемой заработной платы.  Наконец, совершенно уникальное явление, которое редко можно встретить в других переходных экономиках, это массовая работа людей в личных подсобных хозяйствах. По данным Госкомстата России в пик аграрного сезона около 40 процентов взрослого населения России что-то делает в своих садах и огородах, растит овощи и картошку. Очень все это странно видеть в стране, где в данный момент 60% всех работающих сосредоточено в сфере услуг, где свыше половины занятых имеют высшее или среднее специальное образование, где уровень урбанизации составляет примерно 75%. Это вторичное возвращение к сельскохозяйственному, абсолютно примитивному ручному труду, очень уникальная вещь. Есть третья категория – огороды. С одной стороны они находятся далеко от дома, с другой стороны, на них отдыхать нельзя. Количество огородов в России резко выросло в начале 90-х годов, а потом, начиная с 1995 года, оно быстро пошло вниз. Сейчас количество огородов примерно такое же, какое было до начала реформ. Я думаю, что этот показатель хорошо демонстрирует страхи населения перед возможностью массового голода. Можно сказать, что эти страхи вернулись примерно на тот же уровень, на котором они находились до начала реформ. Последний показатель, который имеет смысл обсудить, это активность забастовочного движения в России. Учитывая те потрясения, те социальные издержки, с которыми были связаны реформы в России, можно было ожидать очень интенсивного, активного забастовочного движения в России. Оказывается, что это не так. В начале 90-х годов в России забастовки вообще были очень редкими, потом число потерянных дней в забастовках подпрыгнуло во второй половине 90-х годов. После того, как российская экономика вступила в фазу подъема, количество забастовок стало резко падать. Сейчас в некоторые месяцы вообще не происходит ни одной забастовки. То есть, это явление исчезло почти, как класс. Подводя итоги тому, как же видится российская модель рынка труда через призму доступных нам показателей, мы видим, что функционирование рынка труда характеризовалось следующим: относительной стабильностью занятости и весьма умеренным уровнем открытой безработицы; гибкостью показателей рабочего времени и сверх гибкой заработной платой. Российский рынок труда отличался очень высокими показателями движения рабочей силы к трудовой мобильности. Он характеризовался невысокими уровнями забастовочной активности, отличался широким расцветом, широким распространением различных нестандартных механизмов приспособления, различных нестандартных форм трудовых отношений. В результате российский рынок труда оказался идеальным амортизатором даже таких сверх сильных шоков, которые обрушивались на российскую экономику, на российское общество в 90-е годы. В результате, чтобы не происходило, безработица остается умеренной, заработная плата проседает вниз. Стоит начаться экономическому росту, и заработная плата тоже начинает подтягиваться. С точки зрения амортизации этих шоков, краткосрочного приспособления, это очень эффективный, зарекомендовавший себя механизм.