logo search
текст 2

3. Управление конкурентоспособностью промышленной продукции

Одна из важнейших составляющих экономического роста России – стабилизация и развитие производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Центром внимания сегодня становится товар как воплощение потребительского спроса и показатель технико-экономического потенциала производителя. В качестве движущей силы товарного хозяйства выступает конкуренция, которая интегрирует как запросы потребителей, так и состояние предпринимательской среды, то есть потенциальную или реализованную способность производителя обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

Потребительская конкурентоспособность промышленной продукции – комплексное понятие. Для того, чтобы это понять, необходимо рассмотреть порядок формирования системы управления конкурентоспособностью на примере рыбной продукции, и предложить организационно-экономический механизм ее функционирования. Особое внимание уделяется выявлению основных требований к организации системы управления для обеспечения конкурентоспособности рыбохозяйственных предприятий, ключевых функций системы управления и значению четкой постановки стратегических целей управления.

Обеспечение конкурентоспособности в рыбохозяйственной деятельности Дальневосточного региона является важной народнохозяйственной задачей, требующей безотлагательного решения. В последние годы в экономической литературе достаточное внимание уделяется проблемам конкурентоспособности на различных уровнях 15, с.47. Однако следует отметить, что в рыбной промышленности вопросы управления конкурентоспособностью требуют более детальной проработки. Поэтому более подробно остановимся на индивидуальном уровне определения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблемы конкурентоспособности, позволил нам выявить специфические черты конкурентоспособности продукции и дать следующее определение. Конкурентоспособность продукции – это социально-экономическая категория, отражающая отношения, возникающие в процессе потребления продукции на рынке 1, с.19. Это понятие характеризует свойство объекта (продукции), способного удовлетворять определенные потребности покупателей лучше, чем продукция конкурентов, позволяющее продавать продукцию с приемлемыми (в соответствии с целями) финансовыми результатами. Производство этой продукции занимает определенную долю рынка.

Исследуя проблему конкурентоспособности, учёные считают конкурентоспособность предприятия понятием, аналогичным конкурентоспособности продукции. Согласно их гипотезе, конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тождественны, конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Итак, понятие конкурентоспособности предприятия затрагивает более широкие аспекты его деятельности, чем только выпуск продукции, поэтому и показатели эффективности производственной и сбытовой деятельности должны быть неотъемлемой ее составляющей. Тем не менее, сложно не согласиться в том, что конкурентоспособность организации, в том числе и рыбохозяйственной, в значительной степени зависит от конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность предприятия характеризуется его способностью опередить конкурентов на рынке и обеспечить эффективность деятельности организации, так как объектом ее приложения является вся производственно-хозяйственная деятельность организации.

Управление конкурентоспособностью, в частности, в рыбохозяйственной деятельности, требует формирования комплексной системы управления конкурентоспособностью рыбной продукции. Самая простая система управления состоит из двух элементов, один из которых должен быть способен воздействовать, а другой – воспринимать это воздействие. Другими словами, любая система имеет объект и субъект управления, которые находятся в постоянной связи и взаимодействии [12, с.6].

Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах: по элементам; по функциям; по этапам принятия управленческих решений; по подсистемам и др.

Экономический механизм управления создается для реализации конкретных целей фирмы и представляет собой совокупность принципов, методов, средств управления, а также административно-правовых, экономических рычагов, стимулов и органов управления. Механизм управления занимает центральное место в системе управления и служит для приведения системы в действие и обеспечения ее эффективного функционирования для достижения поставленных целей и получения желаемых конечных результатов 13, с.82.

Основу современного совершенствования системы управления составляет разработка принципов управления, уточнение структуры, функций, процессов управления и перестройка экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции.

Таким образом, формирование системы управления конкурентоспособностью продукции на рыбохозяйственных предприятиях должно отвечать ряду требований. Среди них следует отметить ориентацию производства на спрос, на удовлетворение потребностей рынка и на запросы конкретных потребителей. В рыбохозяйственной отрасли это предполагает организацию производства тех видов рыбной продукции, которые пользуются спросом и могут принести организации желаемый уровень прибыли. Управление конкурентоспособностью продукции означает и постоянное стремление к повышению эффективности производства и получению оптимальных результатов с меньшими затратами. Оно предполагает хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности организации или ее структурных подразделений. Фирма, ориентирующая свою деятельность на достижение высокого уровня конкурентоспособности, должна обеспечить гибкость своей системы управления, демонстрировать способность к осуществлению текущей корректировки целей и программ в зависимости от состояния конъюнктуры рынка. Немалую роль в этом процессе играет своевременное выявление качества предлагаемой продукции, цены, рекламы и т.п. и ориентация на конечные результаты деятельности фирмы (самостоятельных подразделений) в процессе обмена. В свою очередь, это предполагает выработку требований к качеству продукции, ее расфасовке, маркировке, транспортировке, другим ее потребительским свойствам, обусловленным конъюнктурой рынка, спросом, потреблением. В современных условиях успех деятельности фирмы в области оперативного обеспечения качества немыслим без использования современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Как было отмечено ранее, основы методологии управления конкурентоспособностью продукции составляют принципы управления, которые рассматриваются как основополагающие общие правила, положения, требования к управлению конкурентоспособностью. Управление конкурентоспособностью продукции является одной из подсистем управления производством, в связи с этим построение и функционирование систем управления конкурентоспособностью продукции должно опираться на общие принципы, методы управления и соответствовать требованиям, предъявляемым к системе управления конкурентоспособностью продукции. Таким образом, основу системы управления конкурентоспособностью продукции на рыбохозяйственных предприятиях должны составить следующие общие принципы:

– ориентация производства рыбной продукции на рыночную конъюнктуру;

– принцип целевой стратегии управления;

–системности, комплексности управления конкурентоспособностью;

– принцип ориентации на конечные результаты;

– принцип стимулирования.

Принцип ориентации производства на рыночную конъюнктуру состоит в том, что на предприятиях проблеме повышения конкурентоспособности продукции должны быть подчинены все виды производственно-маркетинговой деятельности в области уровня качества, цены, упаковки, рекламы и т.п., обусловленные сложившейся конъюнктурой рынка и ее изменениями.

Принцип целевой стратегии управления предполагает ключевую роль точного определения цели в управлении предприятием. Именно на основании поставленных целей и задач управления определяются стратегия и тактика, и регулируются все действия в процессе управления системе. Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. От правильности выбора цели во многом зависят структура, состав функций, размеры системы управления конкурентоспособностью рыбной продукции и её эффективность.

При высокой конкурентоспособности рыбной продукции целью системы управления будет поддержание достигнутого уровня при заданном состоянии. В этом случае системе, как правило, не требуется количественного увеличения, а ряд ее элементов может быть сокращен с передачей части их функций другим подразделениям в порядке совмещения функций. Низкий уровень конкурентоспособности продукции определяет цели и задачи, реализация которых приведет к усилению системы управления.

Принцип системности, комплексности управления конкурентоспособностью обеспечивает тесную взаимосвязь целей и задач управления конкурентоспособностью продукции с необходимыми для их достижения средствами, методами и ресурсами. Решение любой задачи в системе должно быть обеспечено необходимыми ресурсами.

Системный подход предусматривает управление конкурентоспособностью продукции на всех стадиях жизненного цикла продукта, на всех уровнях управления, как по вертикали – по уровням руководства, так и по горизонтали – по функциям управления конкурентоспособностью. Реализация данного принципа позволяет повысить научную обоснованность принимаемых решений и обеспечить их сбалансированность с финансовыми и материальными ресурсами.

Принцип ориентации на конечные результаты является одним из важнейших принципов управления конкурентоспособностью рыбной продукции. Все действия в системе управления конкурентоспособностью продукции, начиная с определения целей и задач, должны быть направлены на достижение конечного результата. Данный принцип предполагает получение конечных результатов при минимальных затратах.

Принцип стимулирования призван обеспечить использование всего спектра стимулов для обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции. Стимулирование труда производственных рабочих, специалистов, административно-управленческого персонала является основным побудительным мотивом повышения конкурентоспособности продукции на предприятиях рыбной отрасли.

Одним из важнейших моментов при проектировании системы управления является выявление функций, относящихся к управлению конкурентоспособностью продукции и установление их взаимосвязи с производственными функциями управления 21, с.19. Следует отметить, что в рыбной отрасли исследования функций управления конкурентоспособностью продукции пока еще недостаточно развиты, что является одной из основных причин отсутствия систем управления конкурентоспособностью продукции.

На основании анализа экономической литературы [13, с.1000], на наш взгляд, в качестве основных функций управления конкурентоспособностью рыбной продукции следует выделить следующие: планирование повышения конкурентоспособности продукции; организация и координация управления; контроль обеспечения повышения конкурентоспособности; оценка уровня конкурентоспособности продукции, а также учет и анализ процессов управления конкурентоспособностью; регулирование процессов управления конкурентоспособностью.

Для создания оптимальной структуры и численности служб управления конкурентоспособностью продукции предлагается распределить функции между структурными подразделениями. В зависимости от масштабов деятельности организации и поставленных задач структура службы управления конкурентоспособностью продукции может быть различна (от единственного менеджера по управлению конкурентоспособностью продукции до отдельного структурного подразделения). Для обеспечения слаженной работы всех специалистов, объединенных в общую систему управления конкурентоспособностью продукции, необходимо четко разграничить их функции, права и обязанности.

Организационно-экономический механизм системы управления конкурентоспособностью продукции должен обеспечить сознательное использование экономических закономерностей для достижения поставленных целей, эффективной реализации целей управления конкурентоспособностью продукции. Особенности организационно-экономических механизмов определяются характером действий по организации управления.

В приложение 3 показана схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью продукции на предприятиях рыбной отрасли. Центральное место в ней занимает орган управления, который необходимо создать на предприятии или эти функции возложить на отдел маркетинга. Этот орган управления должен вести анализ конъюнктуры рынка и разрабатывать программу повышения конкурентоспособности продукции: повышения ее качества, снижения себестоимости и цен, внедрения маркетинговых мероприятий по формированию спроса, сбыта; осуществлять контроль и анализ конкурентоспособности продукции и обеспечивать её повышение.

Использование комплексного целевого подхода для построения системы управления конкурентоспособностью продукции позволит объединить усилия специалистов различных служб в единую систему и целенаправленно управлять их деятельностью по обеспечению повышения конкурентоспособности рыбной продукции.

В целом, для эффективного функционирования системы управления конкурентоспособностью необходимо последовательно определить объем производства, ассортимент выпускаемой рыбной продукции, очертить мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей. Следует выявить требуемое ресурсное обеспечение для получения намеченного объема производства и продаж, а также проработать варианты решения поставленных задач. Должны быть разработаны процессы, служащие для обеспечения переработки компонентов, находящихся на «входе» системы в готовую продукцию на ее «выходе». Для этого нужно разработать организационные структуры, служащие целям претворения этих процессов в жизнь.

Таким образом, организационный механизм управления конкурентоспособностью продукции должен обеспечить преобразование цели в конечный результат. Для достижения поставленных целей должны быть определены необходимые организационно-технические мероприятия, средства и механизмы достижения целей, совокупность требуемых ресурсов. Если, например, целью управления является повышение конкурентоспособности рыбной продукции, то для ее достижения необходимо решить четыре основные задачи:

– задача 1 – повышение качества рыбной продукции глубокой переработки;

– задача 2 – снижение издержек производства на 4,5 – 5 %, обуславливающее возможность снижения цены на 3 – 3,5 %;

– задача 3 – повышение эффективности рекламы, продвижения продукции, стимулирование сбыта;

– задача 4 – освоение новых рынков, включая выход на зарубежные рынки.

Основными мероприятиями по достижению цели и задач управления конкурентоспособностью продукции являются использование в производстве сырья высокого качества, оснащение производства современным оборудованием, применение инновационных технологий обработки, хранения продукции и т.п. 10, с.113.

Среди средств достижения цели могут быть освоение новых видов продукции; технологий производства; прогрессивных методов организации труда и культуры производства; совершенствование планирования, мотивации, и стимулирования труда; усиление административно-правового воздействия на объект управления.

Основным условием достижения цели и эффективности управления являются наличие трудовых ресурсов, а также эффективное использование материально-технических, финансовых и других ресурсов, без которых невозможно целенаправленно управлять процессом производства и обеспечивать требуемый уровень конкурентоспособности продукции и эффективности ее производства. Именно комплексная увязка цели, задач, средств достижения цели и ресурсов позволяет достичь запланированных конечных результатов. Это и составляет основу комплексного системного подхода к управлению производством и организации управления конкурентоспособностью продукции.

Важнейшим экономическим рычагом организационно-экономического механизма управления является стимулирование рабочих и служащих в достижении высшего качества продукции и минимальных издержек производства. В этой связи предлагается разработать и утвердить положение по стимулированию работников предприятия, где за выполнение плана по изготовлению и реализации высококачественной продукции предусмотреть премирование, например в размере 25 – 30 % тарифной ставки рабочих. Это позволит заинтересовать исполнителей в изготовлении конкурентоспособной продукции, а соответственно и в увеличении объемов продаж. При определении сфер контроля в системе необходимо закрепить исполнителей за руководителями, установить формы определить сроки проведения.

Любая система не будет работоспособной без отлаженной системы коммуникаций. Информация может распространяться по двум направлениям: вертикальному (по уровням иерархии) и горизонтальному (на каждом уровне). Важным моментом при создании организационного механизма управления конкурентоспособностью рыбной продукции является создание коммуникационных систем, определение порядка обмена информацией.

Подводя итог и опираясь на организационно-экономический механизм, приходим к выводу, что система управления должна обеспечивать тесную взаимосвязь конкурентоспособности рыбной продукции со спросом, сбытом и эффективностью производства, а также осуществлять комплексное воздействие на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления. Таким образом, формирование на рыбохозяйственных предприятиях систем управления конкурентоспособностью позволит обеспечить конкурентоспособность рыбохозяйственных организаций и в целом рыбохозяйственной деятельности в Дальневосточном регионе.

Заключение

Рыночная экономика характеризуются всё более ужесточающей­ся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Под конкурентоспособностью продукции предприятия понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров. Конкурентоспособность товара предпола­гает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

В настоящей работе был проведен анализ понятия конкурентоспособности как экономической категории и приведены методы ее оценки:

- Дифференциальный в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.

- Комплексный основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.

- Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

В третьей главе особое внимание было уделено управлению конкурентоспособности промышленной продукции в России.

Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо уделять особое внимание выявлению основных требований к организации системы управления, ключевых функций системы управления и значению чёткой постановки стратегических целей управления.

Список использованных источников

  1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие / Амбарцумов А.А.,

Стерликов Ф.Ф. -М.: Крон-Пресс, 2008.

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Азоев Г.Л.

-М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

  1. Воронина Л.А., Малхасьян Л.С. Анализ содержания и сущности категории конкурентоспособности продукции / Воронина Л.А., Малхасьян Л.С. // Сборник научных трудов Краснодарского филиала РГТЭУ. -Вып. 1. -Краснодар, 2007.

  2. Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. Учебное пособие / Горбашко Е.А. -СПб.: СПбУЭФ, 2010.

  3. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие / Горбашко Е.А. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

  4. Думная Н.Н., Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. Учебное пособие / Думная Н.Н., Юданов А.Ю. -М.: Юнити, 2009.

  5. Дурович А.П. Товар в маркетинговой деятельности: Учебное пособие / Дурович А.П. -Мн.:БГЭУ, 2010.

  6. Магомедов Ш.Ш. Рынок: товар, качество, конкурентоспособность / Магомедов Ш.Ш. -Ставрополь: Кавказский край, 2008.

  7. Смолейчук И.М. Конкурентоспособность легкой промышленности стран Дальнего Востока / Смолейчук И.М. -Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2009.

  8. Сыцко В.Е., Миклушов М.Н., Моисеева Т.М., Управление ассортиментом. Комплексная оценка качества и конкурентоспособности товаров с применением ЭВМ: Учебное пособие / Сыцко В.Е., Миклушов М.Н., Моисеев Т.М. -Гомель: ГКИ, 2010.

  9. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Фатхутдинов Р.А. -М.: «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2008.

  10. Чебунин П.К., Чмиль П.Т., Шевченко Д.К., Устюшенко К.В. Современные методы управления производственной и инновационной деятельностью / Чубунин П.К., Чмиль П.Т., Шевченко Д.К., Устюшенко К.Б. -Владивосток: Дальрыбвтуз, 2009.

  11. Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Дж. Производственный и операционный менеджмент /Пер. с англ. О.А. Островской, О.Л. Пелявского / Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Дж. – 10-е изд. -М.: Вильямс, 2008.

  12. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учеб. Пособие / Чепурной И.П.-М.: Маркетинг, 2008.

  13. Швандар В.А. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  14. Азгальдов Г.Г. Стратегический менеджмент / Азгальдов Г.Г. // Основные сферы приложения. – 2010. - №3.

  15. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / Андрианов В.Д. // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 3.

  16. Бородин К.Г. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий / Бородин К.Г. // Конкурентоспособность российского рынка экологической чистой продукции : возможности и препятствия – 2009. - №7.

  17. Братолюбов В.Б. Методы менеджмента качества / Братолюбов В.Б. // Качество, ценность и конкурентоспособность – основные свойства продукции в системе эффективного промышленного производства – 2009. - №10.

  18. Ердакова В. Маркетинг / Ердакова В. // Конкурентоспособность косметических средств – 2009. - №1.

  19. Колодняя Г.В. Необходимость государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции / Колодняя Г.В. // Как сделать продукт ещё слаще для потребителя – 2009. - №6.

  20. Коробова Г.М. Оценка конкурентоспособности продукции / Коробова Г.М. // Научное обозрение – 2010. - №2.

  21. Чубинский А.Н., Ракитова О.С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции / Чубинский А.Н., Ракитова О.С. // Маркетинг и маркетинговые исследования - 2010. - №4.

35