logo search
ek-ka_voprosy_1-12_44-55

Вопрос 4 Генезис рыночных отношений

Рынок - механизм отношений между покупателями (предъявителя­ми спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг.

Рынок - это форма общения равноправных лиц, физ и юр: производителей (собственников) и потребителей (пользователей) част эк благ, включая рес-ы, а также посредников между ними. Рез-том такого общения являются договора (доброволь­ные сделки) взаимной передачи имущ прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и дру­гим параметрам. При этом происходит добровольное отчуждение полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой. Сл-но, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собственности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.

Сделки могут быть двусторонними или многосторонними. В случае многосторонних сделок часто возникает проблема ответственности за приня­тые решения. Поэтому наиболее массовыми являются двусторонние сделки.

В ходе заключения сделок происходят своеобразный учет и обще­ственная оценка благ, поступающих в оборот. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Цены благ, точнее, их соотношения по разным благам, передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства, эффективному использованию ограниченных ресурсов, их наилучшему размещению среди пользователей.

Тем самым рынок способствует перераспределению дохо­дов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встречаются отдельные покупатели и про­давцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь меж­ду производителями и потребителями экономических благ.

Начало рынку положил натуральный обмен - бартер. Бартер, в том числе и обмен услугами, широко практикуется и в развитых странах. При всех его недостатках по части соблюдения количественных пропорций обмена неоспоримое преимущество бартера для самих участников заключается в избежании налогов или хотя бы их части. В Японии широко приме­няется особая форма бартера: продажа готовой продукции поставщику сы­рья для ее производства. В отечественной хозяйственной практике нечто похожее именуется производством из давальческого сырья. В России к 2000 г. по опросам предпринимателей доля бартера доходила до 40-50%.

Показатель доли результатов, продаваемых на сторону, а не используемых, далее в хозяйстве, где они были произведены, называется уровнем товарности. Этот показатель сохраняет значимость и в наше время. Чем меньше размеры хозяйства, тем выше уровень товарности, и наоборот. Тем не менее он практически никогда не достигает 100%. Та же закономерность прослеживается и на уровне страны: чем она больше, тем меньше уровень ее «товарности», измеряемой отношением внешнеторгового оборота к об­щему объему производства.