logo search
курсовая TimUR

Глава 2. Инвестиционный климат в рк

2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики

В основе политики привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями и задачами страны. Рассмотрим эти принципы.

1.Принцип экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов (внешнего заимствования) данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.

2.Принцип реализации инвестиционных целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др. При этом критерием целесообразности тех или иных иностранных инвестиций выступает критерий повышения конкурентоспособности экономики.

3. Принцип этапности и приоритетности направлений использования зарубежного капитала. Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии:

1) импортозамещение;

2) экспортоориентированность;

3) создание экономики на полной базе наукоемких технологий.

4. Принцип проектного метода использования кредитов. В целях более эффективной организации использования и контроля внешнего заимствования (международного кредита государства) государство должно разрабатывать перечень приоритетных направлений и проектов. Причем проектный метод финансирования должен лежать в основе любого кредитования.

5. Принцип опережения нормы внутреннего накопления над стоимостью кредита. Экономический эффект от использования кредита будет только в том случае, если в результате страна будет иметь большее финансовое и материальное богатство нежели стоимость кредита, которая будет возвращена кредитору в виде выплат основной суммы и процентов. В противном случае кредит будет считать принесшим убытки.

6. Принцип предпочтения международного предпринимательства международному кредитованию. Более высокий риск для государственного бюджета и для экономики страны внешних заимствован в форме кредитов государства по сравнению с предпринимательской формой привлечения иностранного капитала требует обращения к кредитам лишь в крайних случаях и при наличии безукоризненного экономического обоснования прибыльного варианта использования кредита.

7. Принцип привлечения кредита под проект. Данный принцип схож с четвертым принципом. Но в отличие от него он направлен не на использование, а на политику привлечения, означающего реализацию всесторонне проанализированного и радикально необходимого для ускорения роста инвестиционного проекта. К сожалению процесс привлечения превратился во многих странах СНГ в самоцель. Вначале привлекаются средства и затем начинается усиленный подбор проектов кредитную линию. Такой порядок превращает процесс привлечения в хаотический и беспорядочный, не имеющий четкой концептуальной основы и механизма. Кредит должен привлекаться под про но не проект подбираться под кредит.

8. Принцип конкурсности при отборе проектов. Означает, что по приоритетным направлениям должны проводиться конкурсы среди проектов.

9. Принцип сравнительной оценки различных форм внешнего заимствования.При выработке государственной политики нельзя руководствоваться принципом брать то, что предлагают. Например, очевидно, что долгосрочные кредиты более предпочтительны, нежели краткосрочные и если государство неосмотрительно наберет большие объемы краткосрочных кредитов, то оно способно попасть в сильнейшую долговую зависимость, при том, что использование этих кредитов так и останется малоэффективным.

10. Принцип повышения инвестиционного климата. Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы (в том числе кредиты) на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня МФО и развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.

11. Принцип ограниченного доступа иностранного капитала в стратегические и приоритетные отрасли. Как показывает мировая практика, любая развивающаяся страна, имеющая ресурсную или экономическую базу, должна ограничить доступ инвесторов в приоритетные отрасли в целях не только обеспечения экономической безопасности, но и нормального долгосрочного экономического развития.

12. Принцип равноправных условий для иностранных и национальных инвесторов. Иностранный производственный капитал и без дополнительных налоговых льгот имеет достаточно стимулов для своего притока в развивающееся государство (большая емкость рынка реализации, низкая стоимость производственных факторов и т.д.). Создание налоговых льгот безприменительно к целям инвестирования, направлений инвестирования и т.д. - удел стран бедных (не только по показателю доходов на душу населения, но и по природным, экономическим ресурсам). Создание льготных условий, не дав ожидаемого эффекта по притоку иностранного капитала, даст негативный эффект в отношении инвестиционной активности местных инвесторов. Программа же либерализации иностранных капиталовложений должна проводиться только в рамках более широкой политики стимулирования частной инициативы в целом, то есть охватывая и национальных предпринимателей. Например, стимулироваться могут инвестиции в регионы экологического бедствия, социальную инфраструктуру (строительство домов, дорог, мостов).

13. Принцип временного ограничения на перевод прибылей. Весьма распространенное и проникшее в законодательные акты некоторых стран СНГ мнение о том, что ограничений в переводах за границу прибылей не должно быть, является ошибочным. Неограниченный перевод за границу с первой же прибыли означает, что страна не получает в этом случае практически никаких выгод. Как показывает опыт других развивающихся стран, большинство из них использует рычаг ограничения. Так , согласно законам Чили, Боливии, Мексики иностранная компания не имеет права начать перевод прибыли ранее , чем через 5 лет.

Главными особенностями государственной инвести­ционной политики в условиях перехода к рынку явля­ются:

— селективность и избирательность;

— мобилизация множества источников финансиро­вания капитальных вложений;

— маневренность;

максимальная возвратность;

дальнейшая децентрализация капитального строи­тельства;

—более полное использование всех рычагов эконо­мического, правового и организационного воздействия на инвестиционную активность. Инвестиционная политика на­ходится в сильной зависимости от уровня экономического и техни­ческого развития производства. Исходя из целевых параметров развития инвестиции могут быть направлены на организацию но­вых производств, техническое перевооружение или реконструк­цию существующих. В условиях перехода к рыночной экономике целесообразно сосредоточить инвестиции на производстве то­варов народного потребления, на оживлении машиностроения и поощрении отечественного про­изводителя. Сегодня отечествен­ное производство покрывает только 40-50% потребности стра­ны в товарах. В результате ост­рой конкуренции со стороны за­рубежных товаров отечественные производители потеряли более 70% внутреннего рынка.

Для структурных преобразова­ний экономики Казахстану требу­ются иностранные инвестиции в объеме 9 млрд. долл. США в те­чение 6 лет, т. е. 1,5 млрд. долл. ежегодно. Первым звеном структурных преобразований эко­номики является инфраструктура. Развитие производственной инф­раструктуры непосредственно способствует росту производ­ства. Именно сейчас целесооб­разно стимулировать инвестиции преимущественно в развитие производственной сферы, и тог­да инвестиции в сфере обраще­ния, где они используются для купли-продажи импортной про­дукции, сократятся. Ежегодно в Казахстан ввозится промышлен­ная продукция на сумму более 4,5 млрд. долл., что равносильно со­зданию новых рабочих мест для 2 млн. чел.

Единственный путь достиже­ния экономического роста - ожив­ление отечественного производ­ства. При отсутствии возможно­сти развивать крупномасштабную тяжелую промышленность, маши­ностроение следует сосредото­читься на развитии мелких, малых и средних производств. В апре­ле 1998 г. Президент Казахстана на встрече с представителями малого и среднего бизнеса ука­зал на необходимость интенсив­ного его развития, не требующе­го, кстати, больших инвестиций.

Ежегодно от иностранных го­сударств республика получает займы и кредиты в объеме 1,3-1,8 млрд. долл. США. Следует по­мнить, что возврат таких сумм с процентами - нелегкое бремя для нашей страны. Потому недостат­ки в области привлечения иност­ранного капитала, которые име­ли место ранее, недопустимы впредь. В будущем в инвестици­онной политике особое внимание следует уделить стимулированию отечественных инвестиций в раз­витие производственной сферы. Для этого требуется активизация фондового рынка. Инвестиции из сферы обращения должны пере­ходить в сферу производства, это позволит создать новые рабочие места и сократить численность безработных. Сейчас в Казахста­не их насчитывается около 200 тыс. чел., с учетом скрытых без­работных - около 0,5 млн. чел.(в том числе 40% - сельские жите­ли).Численность безработных растет ежегодно. В 1999 г. фак­тический уровень безработицы составил более 10%. По оценкам немецких экономистов, предель­ная величина этого показателя не должна превышать 6-7%, в про­тивном случае в стране начинает усиливаться социальная напря­женность.

Причиной безработицы служит остановка предприятий из-за от­сутствия сырья, материалов, фи­нансовых средств, а также заво­за иностранных рабочих. По офи­циальным данным, в Казахстане их насчитывается 10 тыс. человек, а фактически их значительно больше. Эти рабочие места мог­ли бы занять безработные нашей республики. В настоящее время 500 предприятий полностью про­стаивают, 6 тыс. предприятий яв­ляются убыточными. В феврале 2000 г. на республиканском про­изводственном совещании по итогам хозяйственной деятельно­сти 1999 г. была поставлена за­дача ежегодного ввода в строй не менее 200 предприятий. Инвес­тиции должны направляться именно на эти цели.

Состояние инвестирования в сельском хозяйстве крайне не­удовлетворительное. В 1997 г. в сельское хозяйство направлялось только 0,9% инвестиций. В 2000 г. оно получит 11 млрд. тенге и по­мощь со стороны иностранных инвесторов. Но инвесторы не за­интересованы вкладывать свои капиталы в растениеводство и животноводство, поскольку для оборота капитала в них требует­ся больше времени, чем в сфере обращения. Частные инвесторы проявляют интерес к строитель­ству ресторанов, автозаправок, киосков по торговле хлебом, ме­дикаментами и других непроиз­водственных объектов. Они хотят инвестировать в высокоприбыль­ные объекты, существенные до­ходы от которых поступают за короткие сроки. При этом ими полностью игнорируются приро­доохранные и экологические фак­торы. Наглядный пример - бен­зозаправочные станции, которые строятся в центре города среди жилых массивов. С учетом выше­сказанного задача госрегулиро­вания состоит в том, чтобы на­правлять инвестиции в сферы, способствующие оживлению оте­чественного производства, не допускать их использования час­тными лицами в узких или коры­стных интересах.

Особого подхода требуют про­блемы развития сельского хозяй­ства в республике. В этом году впервые за 10 лет получено 15,9 млн. т зерна, из них прогнози­руется продать на экспорт 3-5 млн. т. Но нынешние цены на ми­ровом рынке на зерно низкие -около 65 долл. за тонну. Реали­зация зерна производится через посредников, которые значитель­ную часть прибыли оставляют себе, а производителям зерна поступает оставшаяся урезанная часть. Существующий порядок продажи зерна не способствует повышению экспортного потен­циала страны.

В животноводческой отрасли Казахстана в течение только трех лет (1995-1998 гг.) поголовье ско­та уменьшилось в 5,8 раза, в том числе крупного рогатого скота -в 4,8 раза, овец и коз - в 6,4 раза, лошадей - в 3,5 раза, верблюдов - в 3,2 раза. В конечном итоге республика вынуждена импорти­ровать в огромных количествах сельскохозяйственные продукты, поскольку отечественное сель­ское хозяйство не способно удов­летворить потребности в них. Опасным для национальной безо­пасности порогом считается, если импортируется более 15% пищевых продуктов, потребляе­мых в стране.

С учетом вышеуказанных об­стоятельств, на наш взгляд, це­лесообразно изменить инвести­ционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и зарубежные, и отечественные ин­весторы не заинтересованы вкла­дывать свои капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инве­стиции в эту отрасль освободить от всех налогов. Необходимо уре­гулировать цены монополистов на промышленные и сельскохозяй­ственные товары и услуги. Цены на промышленные товары, заво­зимые в сельскую местность, не­удержимо растут, когда цены на сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности населения ограни­чены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до 10-15 раз, т. е. сельскохозяй­ственные товаропроизводители эксплуатируются промышленны­ми.

Аграрный рынок и отечествен­ный потребитель нуждаются в за­щите и протекции. Импорт сель­скохозяйственной продукции в республику продолжает расти. Так, например, импорт мяса и мя­сопродуктов увеличился в 2,1 раза, сливочного и растительно­го масла - в 3,3 раза. В потреб­лении мясных продуктов удель­ный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока - с 0,2 до 17%, сахара - с 37,7 до 60%, расти­тельного масла - с 25 до 66%. На казахстанский рынок стали про­никать пищевые продукты из за­рубежья с просроченным сроком годности, что опасно для здоро­вья населения. В целях контроля за качеством импортных зарубеж­ных пищевых продуктов необхо­димо усилить режим сертифика­ции на таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т. д.), в достаточном количестве произво­димые в Казахстане, целесооб­разно установить высокие про­текционистские таможенные по­шлины, не ограничивая одновре­менно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды продукции, которыми недостаточно снабжается насе­ление, следует ввести ограниче­ния на вывоз за пределы респуб­лики. Предлагается соблюдать основное правило: импорт про­дуктов, которые могут произво­диться в самой республике, ог­раничивается введением высоких пошлин. До сих пор из зарубеж­ных стран ввозится продукция легкой и пищевой промышленно­сти. Что происходит при такой ситуации? С одной стороны, зна­чительная часть инвестиций про­должает уходить в зарубежные страны, с другой - люди трудо­способного возраста становятся безработными. Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл. США, из них на приобретение изделий легкой промышленности - 800 тыс. долл.

В заключение следует отме­тить, что рациональное использо­вание инвестиций требует:

1) принятия протекционист­ских мер для оживления отече­ственного производства, что со­ответственно уменьшит импорт иностранных товаров;

2) разработки механизмов поощрения инвестирования в оте­чественное производство сво­бодных средств отечественного бизнеса;

3) пересмотра системы нало­гообложения с тем, чтобы оно работало на создание условий для привлечения отечественно­го капитала в сферу производ­ства, установив определенные льготы в налогообложении;

4) выработки механизмов сглаживания существующих рез­ких диспропорций в ценах про­мышленной и сельскохозяйствен­ной продукции, создания с помо­щью цен и других льгот возмож­ности для оживления сельскохо­зяйственного производства;

5) обеспечения развития внутреннего рынка за счет роста производства отечественных това­ров.

Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией , -это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта.