2. Формы и модели привлечения иностранного капитала в мире
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1) Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг -- непосредственно в предприятия).
2) Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
3) Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Ведущими мировыми инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме прямых зарубежных инвестиций сократилась [1].
В качестве примера рассмотрим формы и сферы привлечения иностранного капитала в Китай.
Национальное законодательство Китая определяет следующие основные формы деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику:
§ совместные долевые предприятия,
§ совместные кооперационные предприятия,
§ предприятия со 100% иностранным капиталом,
§ операции на фондовом рынке.
В КНР действует режим разграничения иностранных инвестиций на следующие 4 категории: поощряемые, разрешаемые, ограниченные, запрещенные.
Согласно последней редакции "Перечня отраслей для иностранных инвестиций", утвержденной Постановлением Госсовета КНР № 346 от 2002 года, к категории поощряемых для зарубежных инвестиций относятся 260 направлений в сфере сельского, лесного хозяйства и животноводства, текстильной промышленности, энергетики, металлургии, нефтяной, нефтехимической, химической промышленности, машиностроения, электронной промышленности, производства строительных материалов, медицинского оборудования, аэрокосмической промышленности, микроэлектроники, новых видов материалов, био- и информационных технологий, защиты окружающей среды и др.
Размещение иностранных инвестиций ограничено по отдельным направлениям сельского и лесного хозяйства, животноводства, рыбной, горнодобывающей, пищевой, табачной, текстильной промышленности, полиграфии, нефте- и коксопереработки, химической промышленности, цветной металлургии, производства стандартной техники (в т.ч. грузовых контейнеров, подшипников, автокранов, гусеничных бульдозеров, оборудования приема сигналов спутникового телевидения), энергетики (строительство и эксплуатация угольных ТЭС с агрегатами мощностью до 300 тыс. кВт), транспорта, связи и др.
К отраслям, в которых в настоящее время запрещено размещение зарубежных инвестиций относятся: производство оружия и боеприпасов; разведка, добыча, обогащение радиоактивных и редкоземельных руд; плавка и обработка радиоактивных руд; строительство и эксплуатация электросетей; производство продукции с канцерогенным, тератогенным, мутагенным действием и производящей длительное органическое загрязнение; управление авиаперевозками; фьючерсные компании; радио и телевидение; издание и импорт книг, газет, журналов, аудио-, видео- и электронной информации; почта; разведение редких и ценных видов, сортов, пород растений, скота, продуктов водного промысла; вылов продуктов водного промысла в территориальных водах КНР.
Крупнейшими зарубежными инвесторами в экономику Китая являются транснациональные корпорации, международные финансовые и банковские структуры, включая Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, а также зарубежная китайская диаспора. На международном уровне гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей.
По данным Министерства коммерции КНР, к началу 2005 г. суммарный объем иностранных контрактных инвестиций в китайскую экономику достиг 1 трлн. 96,61 млрд. долларов, фактически использованные зарубежные инвестиции - 562,1 млрд. долларов. Всего на территории КНР учреждены 508941 предприятие с иностранным капиталом.
В 2006 году было зарегистрировано 41485 предприятий с иностранным капиталом, совокупный объем освоенных средств составил 69,5 млрд. долл. В 10-ку крупнейших инвесторов входили: Гонконг (20,2 млрд. долл.); Виргинские острова (11,2 млрд. долл.); Япония (4,6 млрд. долл.); Р.Корея (3,9 млрд. долл.); США (2,9 млрд. долл.); Сингапур (2,3 млрд. долл.); Тайвань (2,1 млрд. долл.); Каймановы острова (2,1 млрд. долл.); Германия (1,9 млрд. долл.); Самоа (1,5 млрд. долл.) - 83,8% совокупного объема использованных иностранных инвестиций. В "азиатскую" десятку крупнейших инвесторов входили: Гонконг; Макао; Тайвань; Япония; Филиппины; Таиланд; Малайзия; Сингапур; Индонезия; Республика Корея.
C начала в 1978 году экономической реформы Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения.
Привлечение иностранных инвестиций в Китае регламентировано пакетом законодательных актов, в том числе Законом КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом (принят 1 июля 1979 года), Законом КНР о предприятиях с иностранным капиталом (12 апреля 1986 года), Положением Государственного Совета КНР о поощрении иностранных инвестиций (11 октября 1986 года), Законом о внешней торговле КНР (12 мая 1994 года), а также значительным количеством подзаконных нормативных документов (указаний, инструкций и др.) по тематике учреждения, производственной и коммерческой деятельности предприятий с участием иностранного капитала (ПИИ). Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются.
На центральном уровне доминирующая роль в разработке стратегии привлечения зарубежного капитала в экономику Китая, в формировании привлекательности инвестиционного климата и обеспечении гарантий инвесторам принадлежит Госсовету КНР, Госкомитету по реформе и развитию, Министерству коммерции, Министерству иностранных дел, Министерству финансов, Госкомитету по контролю за банковской деятельностью, Государственному таможенному управлению, Народному Банку Китая, Китайской международной торговой палате.
На провинциальном и городском уровнях данная работа ведется народными правительствами, которые осуществляют разработку и реализацию местных проектов по привлечению иностранных инвестиций. На предприятиях и в государственных компаниях действуют уполномоченные представители, организующие поиск и подбор потенциальных инвесторов под программы модернизации и создания новых высокотехнологичных производств [2].
- 48 Финансовые методы привлечения иностранного капитала
- Способы привлечения иностранного капитала с международных финансовых рынков.
- 42.Организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала в Россию.
- 21. Проблемы привлечения иностранного капитала в экономику России.
- Необходимость привлечения иностранного капитала в экономику рф
- 1. Значение и формы привлечения иностранного капитала
- 1.Проблемы и новые формы привлечения иностранного капитала в Республику Беларусь.
- Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России.
- История привлечения иностранного капитала в Россию
- 2.2 Формы привлечения иностранного капитала.