3. ПОКАЗАТЕЛИ АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО РОСТА ЦЕН И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ УРОВЕНЬ
Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен.
Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров (продукции, работ и услуг), отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени на конкретной территории и конкретном предприятии.55 Баздников А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - С.95. Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного (текущего) и какого-либо базисного периода по одинаковой или сходной продукции (то есть по близким потребительским свойствам товаров) с применением соответствующих корректирующих коэффициентов. Таким образом, осуществляется прямое измерение динамики цен по изменениям их уровня.
От уровня цен непосредственно зависят размеры: выручки хозяйствующих субъектов от продаж продукции (работ, услуг), расходов населения на приобретение потребительских товаров и услуг, инвестиций предприятий, затрат в текущем производстве на приобретение материальных ценностей и оплаты услуг производственного характера.
Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики. Средняя цена будет являться абсолютным показателем уровня цен.
Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:
Цi
Цср.арифм. = ,
Оi
где Цi - цена товара; Оi - его объем.
Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара.
Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметически взвешенную, среднюю гармонически взвешенную цены.
Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:
(Ц1/2 + Ц2 + Ц3 + Ц4 + … + Цt/2)
Цср.хрон. = ,
t - 1
где Ц1, Ц2, Ц3, …, Цt - цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t - число месяцев в определенном периоде.
Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга, то есть, средняя хронологическая цена формируется из цен, наблюдаемых последовательно во времени. Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие). Средняя хронологическая цена может применяться при наблюдении цен на рынках, в уличной торговле, у поездов дальнего следования и т. д.
Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:
(Цcpi х ti)
Цср.хрон.взв. = ,
ti
где Цcpi - средняя цена за конкретный период; ti - число месяцев в определенном периоде.
Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):
(Ц х О)
Цср.арифм.взв. = ,
О
где Ц - среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О - объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).
средняя гармоничная взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, то есть в качестве весов применяется стоимостный показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:
(Ц х О)
Цср.гарм.взв. = ,
(Ц х О / Ц)
где Ц х О - товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продаж).
Важно подчеркнуть, что помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.).
С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают и закономерности поведения рыночных цен, и взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.
Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, также являющийся основным инструментом анализа уровней цен.
Индексовые оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное измерение, как уже отмечалось, уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку, то есть, они являются относительными показателями
Индекс - это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета.
Наиболее распространены индексы цен промышленного производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных и бытовых товаров массового потребления, электроэнергии, топлива и т.д.), индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.
Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно вначале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:
Ip = Pi1 / Pi0 ,
где Pi0 - цена товара в базисном периоде,
Pi1 - цена товара в отчетном периоде.
В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какой либо системы взвешивания. В 19 веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. Возникли две формулы: Ласпейреса (1871г) и Пааше (1874г.). Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса - средняя арифметическая форма, в формуле Пааше - средняя гармоническая. Таким образом, в настоящее время в отечественной и зарубежной экономической статистике различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен.
На уровень цен влияет множество факторов.
Внешние факторы - это факторы макроэкономического уровня, определяющие общую динамику или стабилизацию цен, они не зависят от деятельности предприятия (фирмы) и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в государстве и за его пределами. К ним относятся политическая стабильность в стране, финансово-кредитная сфера и денежная политика, потребители (покупатели) товаров, масштабы государственного регулирования цен, участники каналов товародвижения, конкуренция, издержки производства, обращения и реализации, а также темп инфляции, обеспеченность основными ресурсами, уровень бюджетного дефицита, совершенствование налогового законодательства, внешняя экономическая политика государства.
Рассмотрим некоторые из них. В первую очередь на уровень и динамику цен влияют политическая стабильность, которая создает предпосылки для уверенной работы предприятий на перспективу, и финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия начинает изменяться сумма цен товаров
Потребители (покупатели) товаров оказывают значительное влияние на принятие предприятием оптимального решения по ценам. Взаимосвязь между ценами и количеством сделанных покупок можно объяснить двумя причинами. Первая состоит в воздействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая заключается в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену товаров и их различной ориентации в покупках.
- Ценообразование и ценовая политика
- Концепция государственной ценовой политики
- Цели ценовой политики
- Ценовая политика.
- 1. Ценовая политика государства.
- Концепция государственной ценовой политики
- 30. Понятие и методы ценовой политики государства.
- 31 Сущность, определение ценовой политики. Место ценовой политики в экономической политике предприятия
- 5.5.2 Ценовая политика
- 5.1. Ценовая политика государства