logo
Ценовая политика государства

3. ПОКАЗАТЕЛИ АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО РОСТА ЦЕН И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ УРОВЕНЬ

Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен.

Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров (продукции, работ и услуг), отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени на конкретной территории и конкретном предприятии.55 Баздников А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - С.95. Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного (текущего) и какого-либо базисного периода по одинаковой или сходной продукции (то есть по близким потребительским свойствам товаров) с применением соответствующих корректирующих коэффициентов. Таким образом, осуществляется прямое измерение динамики цен по изменениям их уровня.

От уровня цен непосредственно зависят размеры: выручки хозяйствующих субъектов от продаж продукции (работ, услуг), расходов населения на приобретение потребительских товаров и услуг, инвестиций предприятий, затрат в текущем производстве на приобретение материальных ценностей и оплаты услуг производственного характера.

Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики. Средняя цена будет являться абсолютным показателем уровня цен.

Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:

Цi

Цср.арифм. = ,

Оi

где Цi - цена товара; Оi - его объем.

Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара.

Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметически взвешенную, среднюю гармонически взвешенную цены.

Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:

1/2 + Ц2 + Ц3 + Ц4 + … + Цt/2)

Цср.хрон. = ,

t - 1

где Ц1, Ц2, Ц3, …, Цt - цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t - число месяцев в определенном периоде.

Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга, то есть, средняя хронологическая цена формируется из цен, наблюдаемых последовательно во времени. Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие). Средняя хронологическая цена может применяться при наблюдении цен на рынках, в уличной торговле, у поездов дальнего следования и т. д.

Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:

cpi х ti)

Цср.хрон.взв. = ,

ti

где Цcpi - средняя цена за конкретный период; ti - число месяцев в определенном периоде.

Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):

(Ц х О)

Цср.арифм.взв. = ,

О

где Ц - среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О - объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).

средняя гармоничная взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, то есть в качестве весов применяется стоимостный показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:

(Ц х О)

Цср.гарм.взв. = ,

(Ц х О / Ц)

где Ц х О - товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продаж).

Важно подчеркнуть, что помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.).

С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают и закономерности поведения рыночных цен, и взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.

Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, также являющийся основным инструментом анализа уровней цен.

Индексовые оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное измерение, как уже отмечалось, уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку, то есть, они являются относительными показателями

Индекс - это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета.

Наиболее распространены индексы цен промышленного производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных и бытовых товаров массового потребления, электроэнергии, топлива и т.д.), индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.

Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно вначале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:

Ip = Pi1 / Pi0 ,

где Pi0 - цена товара в базисном периоде,

Pi1 - цена товара в отчетном периоде.

В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какой либо системы взвешивания. В 19 веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. Возникли две формулы: Ласпейреса (1871г) и Пааше (1874г.). Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса - средняя арифметическая форма, в формуле Пааше - средняя гармоническая. Таким образом, в настоящее время в отечественной и зарубежной экономической статистике различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен.

На уровень цен влияет множество факторов.

Внешние факторы - это факторы макроэкономического уровня, определяющие общую динамику или стабилизацию цен, они не зависят от деятельности предприятия (фирмы) и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в государстве и за его пределами. К ним относятся политическая стабильность в стране, финансово-кредитная сфера и денежная политика, потребители (покупатели) товаров, масштабы государственного регулирования цен, участники каналов товародвижения, конкуренция, издержки производства, обращения и реализации, а также темп инфляции, обеспеченность основными ресурсами, уровень бюджетного дефицита, совершенствование налогового законодательства, внешняя экономическая политика государства.

Рассмотрим некоторые из них. В первую очередь на уровень и динамику цен влияют политическая стабильность, которая создает предпосылки для уверенной работы предприятий на перспективу, и финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия начинает изменяться сумма цен товаров

Потребители (покупатели) товаров оказывают значительное влияние на принятие предприятием оптимального решения по ценам. Взаимосвязь между ценами и количеством сделанных покупок можно объяснить двумя причинами. Первая состоит в воздействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая заключается в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену товаров и их различной ориентации в покупках.