3.4. Государственное предпринимательство
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь).
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности.
В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.
Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Заключение
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и ближайшие влияния на народную жизнь. - СПб., 1894.; Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. - М., 1997.
2. Туган-Барановский М.И. Значение экономического фактора в истории. // Мир божий. 1895. № 12. - С. 101-118.
3. В.П.Кузьменко ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ. “Статистика Украины”. 1999. № 1.
4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. // Вопросы конъюнктуры. 1925. Т. I. Вып. 1. - С. 28-79.; Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М., 1993. - С. 24-83; Большие циклы экономической конъюнктуры. Доклад. // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М., 1989. - С. 197.
5. Г.Ф. Кравцова, Н.И. Цветков, Т.И. Островская "ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ(МАКРОЭКОНОМИКА)" Учебное пособие. Дальневосточный Государственный университет путей сообщения. Кафедра "Экономическая теория" г.Хабаровск 2001 г.
6. Scumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - N.Y.-L., 1939.
7. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 1995 г.
8. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 1996 г.
9. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, " Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995 г.
10. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 1995 г.
11. А. Кульман. Экономические механизмы. - Москва: Прогресс,1994.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
- 1.1. Виды циклов
- 1.2. Экономические (промышленные) циклы
- 1.3. Причины экономических циклов
- 2. Государственное антициклическое регулирование
- 2.1. Государственное регулирование в фазе спада
- 2.2. Государственное регулирование в фазе подъема
- 3. Методы государственного воздействия на рынок
- 3.1. Государственные расходы
- 3.2.Налогообложение
- 3.3. Государственное регулирование
- 3.4. Государственное предпринимательство
- Заключение
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- 5.1. Понятие цикличности и экономического цикла в экономике. Фазы цикла
- 5.2. Классификация циклов в экономике
- Экономические циклы в экономике. Причины циклических колебаний. Виды циклов.
- 26. Цикличность экономики и виды циклов.
- Экономика жизненного цикла.
- О больших циклах в экономике
- 7.Понятие циклов в экономике
- Экономика/Макроэкономика/Экономические циклы
- 18. Циклы и кризисы в экономике.