logo
Активизация амортизационной политики как фактор экономического роста России

1.3 Возможности роста инвестиций в России за счет активизации амортизационной политики

Можно ли переломить сырьевую направленность российской экономики и ускорить ее прогресс? Наш анализ показал, что у страны есть колоссальные внутренние резервы для наращивания инвестиционной деятельности. Данные таблицы 5 свидетельствуют, что российская экономическая система выполняет функцию развития ограниченно. Преобладающая масса свободных и заемных средств хозяйствующих субъектов уходит на приобретение новых, часто непрофильных, активов, спекулятивные операции, личное обогащение и т. д. В 2008 г. из общей суммы 33,1 трлн. руб., потраченных корпоративным сектором страны, на инвестиции в основные фонды было израсходовано только 25,4% (6,7 трлн. руб.), остальные средства в размере 26,4 трлн. руб. представляли собой финансовые вложения5.

Таблица 5.Динамика и соотношение инвестиций в основные фонды и финансовых вложений организаций в России (в текущих ценах) (млрд. руб.)

Показатель

2000 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Рост в 2008 г. к 2000 г. (разы)

1. Сальдированный финансовый

результат (прибыль - убыток).

1191

2485

3226

5722

6041

3801

3,2

2. Инвестиции в основной капитал

1054

2247

2893

3809

5217

6706

6,3

в том числе за счет:

а) прибыли

246,4

432,3

587,3

759,6

1010

1232

5,0

б) амортизации

190.6

512.0

605,5

729,6

920,0

1159

6,1

3. Финансовые вложения

1245

4868

9209

14395

18779

26402

21,2

в том числе:

а) долгосрочные

283,6

853,5

1849

2278

4432

4545

16,0

б) краткосрочные

961,4

4014

7360

12117

14348

21887

22,8

в) собственные средства

-

3318

-

12093

-

17433

-

из них за счет:

г) накопленной прибыли

--

2275

-

6324

--

9451

-

д) амортизации

-

101,1

-

305.0

-

580.5

-

е) привлеченные средства

-

1550

-

2372

-

8970

-

из них:

ж) заемные

-

1047

--

1224

--

6419

-

4. Амортизация (начисленная).

312,7

843,3

1043

1270

1542

1908

6.1

5. Общие собственные финансовые

средства (2а + Зг + 4)

-

4594

-

8353

-

12591

-

из них:

а) израсходованные на инвестиции

((2а+2б):5) (%).

-

20.6

-

17,8

-

19,0

-

в том числе за счет:

б) прибыли (2а:5)..

-

9,4

-

9,1

-

9,8

-

в) амортизации (16: 5)..

-

11,1

-

8,7

-

9,2

-

г) общие собственные финансовые

средства без амортизации (5-4)..

-

3751

-

7083

-

10683

-

6. Из амортизации израсходовано на

инвестиции (26:4) (%)..

61,0

60,7

58,1

57.5

59,7

60,7

-

7. Из накопленных финансовых

средств (без амортизации)

израсходовано на инвестиции

(2а: (5-4)) (%)..

-

11, 5

-

10 ,7

-

11,5

-

Финансовые вложения организаций -- это ценные бумаги, втом числе долговые облигации, векселя, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные займы и пр.

Как заинтересовать корпоративный сектор России в том, чтобы расходовать преобладающую часть используемых им денежных средств не на финансовые операции, а на инвестиции в основные фонды? Рыночная экономика еще не изобрела более надежный метод привлечения денег, чем обеспечение высокой прибыльности.

Наилучшими способами достижения этого являются, с одной стороны, повышение налогообложения финансовых операций, чтобы деятельность на финансовом рынке стала менее прибыльной по отношению к инвестициям в основные фонды, с другой стороны - интенсивное внедрение в хозяйственную практику активной амортизационной политики и целевых налоговых льгот. Учитывая высокую степень износа основных фондов, России сегодня необходима не просто ускоренная амортизация, а "агрессивная" амортизационная политика, с элементами экономического принуждения к инвестиционной деятельности. В рамках этой политики необходимо:

-- ввести обязательный контроль со стороны налоговых органов за использованием амортизационных отчислений. Это диктуется тем, что государство сознательно отказывается от части налоговых поступлений, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, инвестиции, осуществляемые на базе амортизационных отчислений, стали во всех развитых странах важнейшим фактором национальной безопасности и роста благосостояния граждан;

-- сократить сроки обновления основных фондов, с доведением нормативов по ним до уровней, которые ныне существуют в США и других промышленно развитых странах, а для малых и средних предприятий, по аналогии с США, - ввести систему амортизационных вычетов, дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов;

-- восстановить в бухгалтерской отчетности накопительный счет по амортизационным отчислениям. В случае нецелевого их использования в течение определенного срока следует взимать с этой части амортизационных отчислений налог на прибыль, увеличенный дополнительно на 10 процентных пунктов к основной его ставке;

-- обязать хозяйствующих субъектов при износе основных фондов свыше 30% отчислять в амортизационный фонд, независимо от нормативных амортизационных ставок, от 60 до 80% полученной совокупной прибыли. Чем выше износ, тем большая доля прибыли должна быть отчислена в амортизацию;

-- при износе основных фондов до 30% для начисления амортизации использовать установленные нормативы по их обновлению.

В целях успешного проведения амортизационной реформы необходимо создать специальный "реинвестиционный фонд" на базе рентных доходов, получаемых от экспорта топливно-энергетических ресурсов страны. Главное назначение средств этого фонда -- стимулировать хозяйствующих субъектов к тому, чтобы они через амортизационные отчисления и налоговые льготы использовали прибыль на ускоренное обновление основных фондов и расширенное воспроизводство.

Для осуществления амортизационной реформы может потребоваться около 900 млрд. руб., с расходованием их в течение 3 лет по 300 млрд. руб. Это вполне посильно для экономики страны, с учетом того, что расход составит всего 12% от общего объема валютных запасов России по состоянию на 2009 г. и что эти средства могут окупиться уже на четвертый год после начала реформы благодаря ускорению темпов роста ВВП и повышению на этой основе налоговых поступлений в госбюджет.

Кроме того, использование этих средств на стимулирование инвестиционной деятельности является прямым выражением самой сути Стабилизационного, Резервного фондов и Фонда благосостояния будущих поколений, ибо будет способствовать стабильному развитию экономики страны через ускоренное обновление основных фондов и их расширенное воспроизводство.

Контроль за использованием амортизационных отчислений, внедрение "агрессивной" амортизационной политики и в дополнение к этому -- повышение налогообложения финансовых операций могли бы привести, примерно, к удвоению инвестиций в основные фонды страны, исходя из объема средств, потраченных на эти цели за 2008 г. Такой рост вполне реален при выполнении нескольких условий:

во-первых, более полного использования амортизационных отчислений. Из таблицы 5 видно, что в 2008 г. в корпоративном секторе России из всей начисленной амортизации в 1908 млрд. руб. пошло на инвестиции 1159 млрд. руб., остальные средства тратились на цели, не связанные с обновлением основных фондов и наращиванием их объема. В частности, 580,5 млрд. руб. -- это чисто финансовые вложения;

во-вторых, выведения из "тени" доходов, которые сегодня утаиваются от налогообложения. Косвенно о высокой их доле свидетельствует превышение из года в год денежных средств, потраченных корпоративным сектором из накопленной прибыли на финансовые вложения (2008 г. -- 9,5 трлн. руб.) над официально декларируемой прибылью для налогообложения (2008 г. -- 3,8 трлн. руб.) (см. табл. 5, п.п. 1 и 3г);

в-третьих, повышения эффективности инвестиций в основные фонды благодаря ускоренной амортизации, если денежные средства, привлекаемые сегодня корпоративным сектором страны со стороны, пойдут именно на эти цели, а не на финансовые операции;

в-четвертых, восстановления доверия к экономической политике страны. Российские компании, судя по оценке их активов на мировых финансовых рынках на начало 2010 г., являются самыми недооцененными, проигрывая по этому показателю Китаю и Индии в 2,5 раза. Проведение "агрессивной" амортизационной политики покажет, что Россия не на словах, а на деле настроена на модернизацию и диверсификацию своей экономики. Такая политика сделает более привлекательными для иностранного капитала и прямые и портфельные инвестиции. Если допустить, что оценка aктивов показателей Китая и Индии, то это может удвоить приток иностранного капитала в нашу страну (с 103,8 в 2008г. До 200 млрд. дол.).

В общем, при соответствующей политической воле со стороны законодательной и исполнительной власти государства, «агрессивная» амортизационная политика и ряд других мероприятий не менее чем на 10 трлн.руб.., если ориентироваться на статистику 2008 г., что вместе с уже осуществленными инвестициями составило бы сумму в 18,8 трлн. руб. (то есть свыше 35% от ВВП за 2008 г.). Почти двукратное увеличение инвестиций в основные фонды позволило бы довести годовой прирост ВВП до 8-9%.

Одной из важных причин недопустимо низкой доли амортизационных отчислений в инвестиционной деятельности является трактовка финансовыми властями страны любого их роста как «невосполнимых потерь» для госбюджета. Такая оценка в корне неверна и серьезно тормозит развитие экономики.

Стимулирование инвестиционной деятельности в России посредством «агрессивной» политики ускоренной амортизации не должно привести к сокращению поступлений в бюджет государства по налогу на прибыль. Это связано с тем, что увеличение объема инвестиций в основные фонды в преобладающей степени будет происходить за счет средств, по которым государство не собирает налогов. При "агрессивной" амортизационной политике утаиваемые доходы должны выйти из "тени" и стать целевыми инвестиционными средствами, в результате чего налоговая база государства увеличится.