Заключение
В данной работе найден ответ на вопрос - какая модернизация нужна российской экономике? Теперь можно точно ответить, нам нужна системная модернизация, охватывающая все уровни, начиная с определения места и миссии России в мировом сообществе и завершая предприятием. В первую очередь необходима модернизация всей экономики, что невозможно без первоначально созданных ассоциаций производителей, при которых были бы образованы специальные центры модернизации. Но модернизация в одной экономике ни к чему не приведет. Нужна, как уже было сказано выше, системная модернизация, то есть модернизация в политической сфере, социальной и, конечно, в образовании. Для этого государством разработан специальный фонд для привлечения иностранных инвестиций. Главная задача этого фонда состоит в соинвестировании ресурсов государства и зарубежных инвесторов. Но проблема в том, что инвесторы пока не рвутся вкладываться. Также немаловажным фактом является то, что государственные средства, выделенные на модернизацию, будут подкреплены частным капиталом. Из этого мы видим, что сейчас государство направило все свои силы на преобразование российской экономики.
Сейчас модернизация экономики России имеет три основных направления: техническое обновление материальной базы производства; структурная перестройка экономики; повышение удельного веса в экономике знаний, переход на инновационную модель. Все три направления тесно взаимосвязаны друг с другом и требуют масштабных инвестиций. Именно поэтому нам необходим системный, многоуровневый подход к оптимизации отечественной экономике. Но модернизация и инновации невозможны без генерации научного знания, что требует совместных усилий государства, науки и бизнеса.
Приложение 1.Практика модернизации
По итогам 2009 года создан существенный задел по проектам, получившим положительное заключение научно-технической экспертизы, - всего 66 проектов с общим бюджетом 177,5 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации 83,7 млрд. рублей (47% от общего бюджета проектов). Таким образом, сформирован портфель проектов, которые будут вынесены на рассмотрение научно- технического совета в I и частично во II кварталах 2010 года.
Кроме этого, в 2009 году 53 проекта с общим бюджетом 154,7 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации 77,6 млрд. рублей получили положительные заключения научно-технического совета. Они будут вынесены на рассмотрение наблюдательным советом в I-II кварталах 2010 года. В случае положительного решения их практическая реализация начнется уже в 2010 году.
В 2009 году наблюдательным советом Корпорации было одобрено 54 проекта с общим бюджетом 181,6 млрд. рублей, включающим софинансирование со стороны ГК «Роснанотех» в объеме 86,6 млрд. рублей.
Накопительным итогом на конец 2009 года наблюдательным советом ГК «Роснанотех» был одобрен 61 проект с общим бюджетом 192,3 млрд. рублей, включая долю Корпорации в объеме 92,4 млрд. рублей (48% от общего бюджета проектов).
Существенная доля утвержденных наблюдательным советом ГК «Роснанотех» проектов ориентирована на приоритетные направления модернизации экономики страны, провозглашенные Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Среди них: энергоэффективность и энергосбережение, медицинские технологии, стратегические информационные и космические технологии. Данное распределение представлено на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура производственных проектов, одобренных наблюдательным советом, по приоритетным направлениям модернизации экономики РФ
В 2008-2009 годах Корпорация начала финансирование 17 утвержденных проектов. По состоянию на конец отчетного периода объем инвестированных средств составил 32,2 млрд. рублей. При этом, согласно поставленным в Стратегии деятельности ГК «Роснанотех» до 2020 года основным показателям, в 2008-2009 годах Корпорация должна была направить на финансирование проектов 29 млрд. рублей. Таким образом, в 2009 году ликвидировано отставание в выполнении одного из важнейших целевых показателей работы Корпорации - финансировании проектов, допущенное в 2008 году.
Согласно основным показателям деятельности Корпорации, заложенным в Стратегии деятельности ГК «Роснанотех» до 2020 года, объем продаж продукции наноиндустрии в рамках созданных Корпорацией проектных компаний, должен составить в 2015 году 300 млрд. рублей. Согласно прогнозу, объем выручки по уже утвержденному в 2008-2009 годах 61 проекту превысит к указанному сроку 130 млрд. рублей.
В сфере первоочередного внимания Корпорации находятся запросы, направленные на создание новых или расширение действующих производств. Такие запросы, как правило, характеризуются высокой степенью обоснованности и проработки.
Общее количество таких запросов, поступивших в ГК «Роснанотех» в 2009 году, составило 528 (с общим бюджетом 1136 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации - 617 млрд. рублей). Важно, что удельный вес данных проектов в общем количестве поступивших запросов растет и составил в 2009 году 83% по состоянию на конец года.
Для сравнения - на конец 2008 года доля запросов по производственным проектам составляла 38% от общего числа зарегистрированных запросов.
Наибольшее число запросов на финансирование по производственным проектам, зарегистрированным в 2009 году, отмечено в следующих высокотехнологичных отраслях: химическая промышленность (74), медицина (67), машиностроение (63), энергетика (48), электроника (45), что представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. Распределение запросов на финансирование производственных проектов по отраслям в 2009 году
Анализ технологической структуры портфеля утвержденных наблюдательным советом ГК «Роснанотех» производственных проектов показывает, что основные проекты с участием Корпорации сконцентрированы в областях создания наноматериалов, наноэлектроники и медицины, что представлено на рисунке 7.
Рисунок 7. Технологическая структура и прогнозируемый объем выручки (в 2015 году) портфеля производственных проектов
§1.1 Инфраструктурные проекты
Инфраструктурные проекты Корпорации направлены на содействие формированию научной, инновационной, финансовой и производственной инфраструктуры наноиндустрии страны. Основными целями инфраструктурной деятельности Корпорации стали создание условий для генерации новых проектов, развития малых инновационных компаний, а также поддержка деятельности компаний в сфере нанотехнологий.
В целях формирования инновационной инфраструктуры специалистами Корпорации была разработана и принята наблюдательным советом «Концепция Нанотехнологических центров ГК «Роснанотех».
В рамках ее реализации предполагается создание сети объектов инновационной инфраструктуры, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. Нанотехнологический центр будет представлять собой комплекс, оснащенный необходимым специализированным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием и управляемый командой, состоящей из научных сотрудников, технологов, инженеров, инновационных менеджеров и маркетологов.
В рамках функционирования Нанотехнологических центров будут решены проблемы, связанные со слабым развитием инфраструктуры в части технологического оборудования, а также низкого уровня предоставляемых консультационных услуг в сфере маркетинга и менеджмента для инновационных стартапов. В целом, работа таких центров будет ориентирована на осуществление начальных этапов технологического трансфера, а именно: проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, подготовку рабочей документации и технологических условий, отработку технологий производства, выпуск опытных партий продукции и так далее.
В результате их работы будут создаваться инновационные компании и внедряться новые технологии путем продажи патентов и лицензий. Схема работы такого центра отражена на рисунке 8.
Рисунок 8. Схема коммерциализации Технологий
В ходе реализации Концепции ГК «Роснанотех» планируется создание до 19 центров, отбор которых будет осуществляться на основе открытого конкурса. Анализ проектов будет проводиться в рамках научно-технической и инвестиционной экспертиз с целью выявления всех проектных рисков. Первый конкурс по отбору проектов был объявлен в середине декабря 2009 года, его итоги были подведены 26 марта 2010 года.
В 2009 году наблюдательным советом ГК «Роснанотех» подготовлены и утверждены три инфраструктурных проекта. Первый из них - «Создание инфраструктуры по обеспечению высокочистыми химическими и биохимическими реактивами» - нацелен на оперативное снабжение необходимой продукцией российских научно-исследовательских институтов и производств, работающих в сфере высоких технологий, а также замещение импортных реактивов российскими. Продукция второго проекта - «Расширение серийного производства и коммерциализация перспективной продукции группы компаний Semiteq в части технологического оборудования для молекулярно-пучковой эпитаксии и планарного процессинга - является необходимым элементом разработки и производства исходных материалов для широкого спектра высокотехнологичных отраслей экономики, таких как микроэлектроника, оптоэлектроника, солнечная энергетика, связь и коммуникации. Проект «Создание технологического центра 3D сборки с производством электронных наноматериалов и 3D изделий» позволит обеспечить российских производителей электроники компонентной базой, созданной с использованием передовой технологии сборки, снизить себестоимость продукции и уменьшить их зависимость от импорта.
§1.2 Модернизация человеческого капитала
Деятельность Корпорации в сфере образования нацелена на создание кадрового потенциала наноиндустрии через поддержку программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в первую очередь, для сотрудников проектных компаний, получивших поддержку ГК «Роснанотех». В августе 2009 года наблюдательный совет Корпорации утвердил Концепцию образовательной деятельности ГК «Роснанотех». Одним из ее базовых принципов является конкурсный отбор образовательных программ, заказываемых Корпорацией для своих проектных компаний. Была создана Конкурсная комиссия, куда вошли руководители подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Российской академии наук, Российской академии образования, РНЦ «Курчатовский институт», ГК «Роснанотех», а также независимые эксперты.
Выработан алгоритм проведения конкурсов образовательных программ, в основу которого положен принцип максимального вовлечения работодателей в разработку технического задания, а затем и в реализацию и/или мониторинг программ и оценку их эффективности.
Согласно утвержденной Концепции, к 2015 году должно быть разработано и апробировано по заказу работодателей 96 образовательных программ, но уже 2009 год показал, что активность проектных компаний выше ожидавшейся, и планы были скорректированы в сторону увеличения количества программ, что отражено в таблице 3.
Таблица 3. Распределение плана подготовки образовательных программ по годам (количество программ, нарастающий итог)
В 2009 году начато финансирование первого образовательного проекта ГК «Роснанотех» - международной программы МИСиС/МФТИ «Нанодиагностика, метрология, стандартизация и сертификация продукции нанотехнологий», в рамках которой в 2010 году будут подготовлены специалисты, остро необходимые наноиндустрии.
Кроме того, в отчетный период началась разработка профессиональных стандартов для наноиндустрии. В этой работе принимают участие АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (РСПП), РНЦ «Курчатовский институт» и около 60 предприятий, университетов, НИИ, имеющих опытное производство. Профстандарты призваны помочь вузам учитывать запросы работодателей при планировании своих программ профессиональной подготовки.
- Введение
- Глава 1. Понятие модернизации. Какая модернизация нужна России?
- §1.1 Суть и составляющие процесса модернизации
- §1.2 Особенности и проблемы Российской модернизации
- Глава 2. Финансовая проблема модернизации
- §2.1 Деньги для модернизации
- §2.2 Роль государства в модернизации
- §2.3 Стоимость модернизации в России
- §2.4 Приоритеты модернизации
- Заключение