Глава 3 Проблемы и перспективы развития Томской области
3.1 Проблемы округа и пути их решения
Регион имеет многоотраслевую структуру промышленного производства. Но за переходный период от «развитого социализма» к свободному рынку эта структура сильно обеднела, что обернулось ростом доли нефти с 10% в 1991 году до 30% сегодня. Сейчас при неустойчивой цене на нефть, томское чёрное золото может оказаться неконкурентоспособным. И хотя в регионе очень надеются, что экономика стран Юго -Восточной Азии обеспечит устойчивый спрос на нефть ближайшие 30 лет, в области уже планируют, с прицелом на страны ЮВА, наращивать добычу нефти и газа, чтобы получить оборотные средства, необходимые для устойчивой ситуации. К тому же нестабильность экономики с доминирующей топливной промышленностью подталкивает региональные власти произвести структурные преобразования в ближайшие десятилетия за счёт нефтегазового сектора. Прежде всего необходимо отметить о намерении диверсифицировать сам добывающий сектор экономики. Это создание металлургических мощностей.
Ещё одна очень важная проблема - недостаточное развитие транспортной инфраструктуры региона. Когда Транссиб проложили вдалеке от Томска, влиятельный и успешный город оказался в транспортном тупике и превратился обычный провинциальный город, а небольшая деревня Кривощёково за 70 лет выросла в Новосибирск с миллионным населением. И сегодня основные магистрали расположены в южной части региона, что связывает его с соседями, но делает собственные отдалённые территории иногда совершенно недоступными Два райцентра (Александровское и Белый Яр) и два города( Стрежевой и Кедровый) не соединены с областным центрам дорогами с твёрдым покрытием. А доставка пассажиров и грузов во многие населённые пункты производится только воздушным транспортом. Регион остро нуждается в реконструкции и развитии автомобильных дорог на юге, а также в регионах, располагающих значительной лесосырьевой базой (Верхнекетский и Каргасокский районы). Основных проектов два. Прежде всего строительство северной транзитной широтной дороги Томск - Нижневартовск - Ханты-Мансийск - Пермь. Региональных средств на ускоренное строительство дороги не хватает. «Мы строим. Деньги выделяем из областного бюджета. Даёт и федерация. Провели недавно конкурс на 680 млн. руб. » Губернатор Томской обл. Виктор Кресс Несмотря на то, что рост объёмов прокладываемой дороги пока не предвидится, оптимистически отмечается, что основной и самый трудный участок в болотистой местности уже пройден. Другой мегапроект - Северосибирская железная дорога Енисейск - Белый Яр - Нижневартовск (Севсиб). Он преследует те же цели: связь с соседними регионами и доступ к месторождениям, однако пока существует лишь на уровне идеи - даже не начато проектирование магистрали. Основные направления развития транспортной инфраструктуры Сибирского федерального округа, предусмотренные Транспортной стратегие России, предлагает начало строительство Севсиба на участке Ельчимо - Чадобец до 2015 года.
Третья проблема региона - энергетика. Начиная с 2005 года в области постоянно растёт потребление электроэнергии. Томская область уже много лет дефицитна и закупает извне около 35-37% потребляемой электроэнергии. К настоящему времени (к 2010г) потребность региона увеличилась на 22%, а к 2020 году - в два раза.
Для решения назревших проблем в энергетике в 2007 году разработана и в феврале 2008 года Государственной Думой Томской области одобрена Энергетическая стратегия Томской области на период до 2020 года. Основные ее цели:
· обеспечение энергобезопасности области, переход от энергодефицитной территории к энергоизбыточной;
· создание условий для перевода области на энергосберегающий путь развития и организации системы рационального использования ТЭР в энергетике и других отраслях хозяйственного комплекса;
· сооружение новых и замещающих электрических и тепловых мощностей с внедрением инновационных технологий;
· реализация проектов использования попутного газа нефтяных месторождений для производства электроэнергии;
· формирование стимулов энергосбережения при производстве, транспорте и потреблении тепловой и электрической энергии, природного газа.
Максимальные уровни потребления электроэнергии в Томской области можно обеспечить только путем строительства нового крупного источника. Пока усилия ТГК-11 направляются на покрытие текущего и перспективного дефицита в развитых районах. В Томске компания запустила новый котёл, а на томской ГРЭС-2 устанавливается турбина на 50МВт, которая позволит увеличить мощность станции на 20%, а при выработке электроэнергии производить ещё 105 Гкалчас тепловой энергии. Это тепло пойдёт в новые микрорайоны Томска - Восточный и Солнечный, где предполагается до миллиона квадратных метров жилья.
3.2 Перспективы развития Томской области
· Прежде всего область планирует наращивание объёмов запаса нефти и газа, и, что поможет направлению, развитие потенциала месторождений, расположенных на правом берегу Оби. Пока нефть и газ в томской области добываются на левом берегу реки, которая делит область с юго-востока на северо-запад почти на две равные части. Вместе с тем правобережная часть, примыкающая к богатым нефтью провинциям Красноярского края,может в перспективе как минимум удвоить нефтегазовый потенциал региона. Учёные оценивают потенциальные запасы нефти правобережья от 600 млн до 1 млрд тонн, а газа - от 1 трлн до 6 трлн куб.метров. Следует добавить о важном факторе перспективного развития топливно-энергетического сектора. Томск географически удачно расположен по отношению ко многим нефте- и газодобывающим территориям страны, в связи с чем было бы логично разместить в областном центре сервисные подразделения, образовательные учреждения для подготовки нефтяников и газовиков, научные организации, работающие с нефтегазовой тематикой. Всё это позволит с ещё большей эффективностью использовать топливно-энергитеческий научный потенциал этого сибирского региона.
· Кроме нефти и газа в Томской области сосредоточено более 57% ресурсов железа России, более 18% циркония и 9% титана, около 6% алюминия, существенные запасы полиметаллов и благородых металлов, радкоземельных элементов. Территория области занимает второе место в Росси по запасам торфа, это один из богатейших регионов Сибири по дефицитным строительно-сырьевым ресурсам и стеклокерамическому сырью. Основные проекты в этой сфере - Бачкарское железнорудное, Георгиевское циркон-титановое и Таловское буроугольное месторождения. НА железнорудном месторождении уже несколько лет в вялотекущем режиме ведутся геологоразведочные работы. В ближайшие годы геологоразведка будет направлена на уточнение запасов железной руды и их добычных и товарных характеристик. В ситуации, когда металлургические предприятия Южного Урала и Западной Сибири, которые наращивают свои мощности, вынуждены закупать сырьё за несколько тысяч километров, бакчарские руды с успехом могли бы заменить сырьё, ныне поставляемое с Ковдорского, Михайловского, Коршуновского и Качканарского горно-обогатительных комбинатов. При этом следут говорить о целом комплексе позитичных факторов. Дело в том, что от нефти в областной казне остаётся всего 5% налога на добычу полезных ископаемых. В то время как при выходе Бачкарского месторождения на проектную мощность - 10 млн. тонн в год - отчисления в областной бюджет составят 60%, что равно 150-200 млн. долларов США. Т.е. речь идёт о диверсификации областной экономики и создании новой отрасли - формировании на территории Томской области не только добывающих и обогатительных, но и металлургических мощностей. Предлагаемый объём инвестиций в этот проект - 1,8 млрд. долларов США. Сегодня прорабатывается проект строительства цементного завода на базе месторождения Комлев завода, запасов которого достаточно для производства 1,28 млн. тонн цемента в год, а также сухих строительных смесей (до 50 тыс. тонн), до 5 млн условных плиток цветных кровельных материалов (черепица и шифер), а также больших объёмов керамического кирпича. Особо нужно подчеркнуть важность разработки месторождения бурых углей, что прямо связано с энергобезопастность. Области. Пока развитие энергетики региона идёт в основном на базе газа, причём в больших объёмах - ежегодно около 2,5 млрд кубометров. Однако нельзя забывать о постоянно растущей внутренней цене на этот вид топлива, которая влияет и на рост других цен - на воду, тепло, электроэнергию. В качестве альтернативы предлагается проект энергетического комплекса, работающего на местных углях. Конечно, они не обладают такой энергетической отдачей, как газ, но все затраты и потери могут быть перекрыты возможностью извлекать из угольных отходов редкие химические элементы, удобрения.
- Реферат
- Глава 1. Природно-ресурсный потенциал Томской области;
- 1.1 Природно-ресурсный потенциал
- 1.1.1 Топливно-энергетические ресурсы
- 1.1.2 Рудные ресурсы
- 1.1.4 Земельные ресурсы
- 1.1.5 Водные ресурсы
- 1.1.6 Гидроэнергетические ресурсы
- 1.1.7 Лесные ресурсы
- 1.1.8 Климатические условия
- Глава 2. Анализ экономики Томской области;
- Глава 2 Анализ экономики Томской области
- 2.1.1 Доля Валового Регионального продукта (ВРП) в экономике Томской области
- 2.1.2 Основные отрасли экономики
- Глава 3.Проблемы и перспективы развития Томской области.
- Глава 3 Проблемы и перспективы развития Томской области
- 1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- «Размещение производительных сил»
- 4.9. Размещение производительных сил
- 13.1. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Тема 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Территориальная организация хозяйства. Теории размещения хозяйства.
- 3. Закономерности размещения производительных сил.
- 1.2.1. Закономерности размещения производительных сил
- Размещение производительных сил российской федерации