logo
Разработка направлений эффективности экономической деятельности ООО "Геосинклиналь" с учетом современных методов конкуренции

1.1 Экономическая сущность конкуренции

Конкуренция (англ. copmetition) - состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья; механизм стихийного регулирования пропорций отечественного производства. [1, с.257]

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные работники - получить большую зарплату, потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.

Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды

Конкуренция является характерным признаком развития рынка. Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в период становления и развития капитализма. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо, К. Марксу. Значительное развитие теория конкуренции в последующие периоды получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, М. Портера и др.

Конкуренция - широко известная фундаментальная экономическая категория. Тем не менее, сам термин "конкуренция" часто понимается экономистами в различных смыслах. Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание".

Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция - та самая "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка. [2, с.157]

Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом "естественные" цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики. [3, с.259]

К. Маркс показывал, что своего наивысшего расцвета конкуренция достигла при капитализме, где она существует в этих основных формах: внутриотраслевой и межотраслевой. В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. [4, с.284]

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому - нет. [5, с.357]

Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции в XIX и особенно в XX веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории конкуренции.

Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности.

Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф. Хайек и другие.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин "конкуренция" ("competition") чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом - "соперничество" ("rivalry").

При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем.

Можно выразить ту же мысль и иначе: в центре внимания оказывается не соперничество хозяйствующих субъектов в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния отдельного хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.

Третий подход к определению сущности конкуренции можно определить как функциональный. Он рассматривает роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.

Й. Шумпетер подчеркивал: "Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие и не так, как делают другие". Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений, обеспечивая тем самым экономический рост, предприниматель становится, по словам Й. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию. [6, с.34]

Ф. Хайек рассматривал конкуренцию как "процедуру открытия". По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, экономические агенты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Однако в экономике, если она построена не на натуральном производстве, а на "расширенном порядке человеческого сотрудничества", такая информация рассредоточена, рассеяна среди множества продавцов и покупателей. В этих условиях единственно верную информацию можно получить только через ценовые сигналы, подаваемые рынками. Повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага подсказывают экономическим агентам, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. [7, с.78].

Рассмотрев изложенные подходы к определению конкуренции, можно сделать вывод о том, что каждый из них учитывает те или иные аспекты этого понятия. Однако наиболее полно, сущность конкуренции как экономического явления, определяющего деятельность конкретных хозяйствующих субъектов на рынке, отражает поведенческий подход. Таким образом, конкуренция может быть определена как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели.

Существует три концепции конкуренции: поведенческая, структурная и функциональная

При рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы они считали цены.

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Неоклассики, конкретизировав экономический анализ и включив в него гипотезу рационального рыночного агента, связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.

Таким образом, с точки зрения поведенческой концепции конкуренция рассматривается как конкурентная борьба, т.е. соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Она порождается объективными условиями:

- полной зависимостью производителя от конъюнктуры рынка;

- противостоянием всех производителей друг другу в борьбе за покупательский спрос.

- наличием достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

- отсутствием преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);

- доступностью информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли.

Конкуренция - это поистине "война всех против всех", когда сражение ведется на три фронта:

1. Конкуренция среди продавцов. Все они хотят продать товар подороже, но победит тот, кто продаст подешевле.

2. Конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь победит тот, кто предложит более высокую цену.

3. Конкуренция между продавцами и покупателями, стоящими в отношении уровня цен на противоположных позициях.

Среди товаропроизводителей различают три типа конкурентного поведения:

- Креативный. Главным признаком этого типа конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению рыночной структуры спроса и предложения.

- Приспособленческий. Приспособленческое конкурентное поведение применяется в том случае, когда предприниматель не до конца уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников.

- Обеспечивающий (гарантирующий). Обеспечивающая конкуренция применяется в том случае, когда предприниматель не имеет возможности существенно менять производственную и коммерческую программу и обладает слабыми инновационными потенциями.

В соответствии с содержательной функцией можно выделить следующие типы конкурентов:

- "виоленты" - крупные, высоко устойчивые компании, осуществляющие массовое производство.

- "патиенты" - компании специализирующиеся на производстве продукции с уникальными характеристиками использующие новейшую сложную технологию и закрепляющиеся в определенных "нишах";

- "эксплеренты" - мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, благодаря чему опережают соперников в нововведениях;

- "коммутанты" - мелкие универсальные производители, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими товаропроизводителями.

Наличие столь разнородных конкурентов делает в конечном счете конкуренцию и конкурентную борьбу неисчерпаемой.

Таблица 1.1 - Характеристика видов конкуренции

Виды конкуренции

Характерные черты

Контроль над ценами

Совершенная

Чистая конкуренция

Множество предприятий, производящих данный продукт. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Полная информация, т. е совершенное знание рынка потребителями и производителями.

Отсутствие контроля над ценами

Несовершенная

Монополия (чистая)

Определенный продукт производится только одним предприятием (отрасль состоит из одного предприятия). Продукт может быть дифференцирован или уникален.

Высокая степень контроля над ценами

Олигополия

Относительно небольшое количество предприятий производящих данный вид продукции. Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции)

Частичный контроль над ценами

Дуополия

Производство данного вида продукции сосредоточено на двух предприятиях. Производится однородная продукция.

Частичный контроль над ценами

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество производителей, много действительных или воображаемых различий продукции

Особый контроль над ценами

Примечание - В таблице 1.1 показана характеристика видов конкуренции.

Источник: собственная разработка на основе учебной и монографической литературы

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену. Типичным примером может служить сельское хозяйство.

Признаки и условия чистой (совершенной) конкуренции. Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок (условий).

1. Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него. Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие. Он может открыть свою фирму и самостоятельно трудиться; может нанять работников и стать капиталистом. На таком рынке исключаются любые формы дискриминации потребителей. Всякий владелец денег имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде, Если изменяется спрос на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно вызвать перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные.

3. Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях. Совершенная информация означает выполнение следующих требований:

а) покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценовыми сигналами;

б) нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.

4. Абсолютная однородность одноименных товаров. Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители (субституты) друг друга и выбирают продавца, исходя исключительно из цены его товара.

5. Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал (так же как и спрос отдельного потребителя). Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют лишь совместными действиями. Таким образом, в модели совершенной конкуренции рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся в этих условиях фирму часто называют ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска.

Такова совокупность условий рынка совершенной конкуренции. Однако одновременно эти пять условий на практике никогда не соблюдаются, и поэтому совершенная конкуренция - это в основном абстрактная, аналитическая модель, позволяющая прийти к ряду фундаментальных выводов, в частности выявить преимущества того или иного типа рыночной структуры.

Один из наиболее важных политических аргументов в пользу свободной конкуренции состоит в том, что множественность покупателей и продавцов на рынке децентрализует и распыляет силы. Проблема размещения ресурсов и распределения дохода, решается путем почти механического взаимодействия сил предложения и спроса на рынке, а не через сознательное использование силы, находящейся в частных руках (например, при монополии) или в правительственных руках (т.е. при наличии государственных предприятий или государственного регулирования).

Другое преимущество конкурентного рыночного процесса состоит в том, что он решает экономические проблемы обезличенно, не путем личного участия предпринимателей и государственных чиновников. Действительно, нет ничего более раздражающего, чем невозможность достичь желаемой цели из-за решений конкретных лиц или организаций. Напротив, никто не станет возмущаться препятствиям, создаваемым игрой конкурентных рыночных сил.

Наконец, третьим политическим достоинством конкурентного рынка, является свобода выбора. Любой участник рынка волен свободно выбирать любое занятие или профессию, делать любые закупки, принимать другие решения без каких-либо ограничений, кроме личных талантов и умений и способности собрать требуемую сумму капитала.

Наряду с политическими выгодами конкурентная система отличается высокой экономической эффективностью.

Рынок свободной конкуренции дает возможность сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш ("излишек") тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и предложения и установления цены равновесия. Следовательно, свободный рынок создает механизм равновесной цены.

Рынок свободной конкуренции ориентирует всю экономику на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система работает на одну цель - на конечные потребности человека.

Наконец, у рынка свободной конкуренции есть еще одно важное преимущество: он разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном (международном) масштабе.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

3. Монополистическая конкуренция. Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен. Монополист уменьшает закупки у поставщиков (например, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждает снижать цены.

По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.

Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, например, в отраслях (автомобильной, газовой), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую активность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам, или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов чая, винограда, табака.

Искусственная монополия - это монополия, специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения власти на рынке сбыта и сверхприбылей отдельные компании-гиганты укрепляют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.

Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, так как получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей власти на рынке сбыта. Это не способствует совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента и развитию НТП. Кроме того, монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования. Таким образом, в монополистическом секторе действуют две противоположные тенденции: одна - к развитию научно-технического прогресса, другая - к его торможению.

Считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции" если она состоит из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию. Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта, поэтому данная рыночная структура получила еще название монополии по дифференциации продукта. Дифференциация продукта означает, что каждый из них имеет свои отличительные черты, так что фактически они являются разными товарами.

Экономисты выделяют четыре главных вида дифференциации продукта.

Во-первых, по местоположению предприятия (магазина) более удобному, чем у конкурентов (примеры: аптека, магазин, кафе).

Во-вторых, по физическим различиям в качестве продукта (костюм может быть сшит из тонкого сукна или грубой шерсти; шампуни могут предназначаться для тонких или жестких волос и т.д.)

В-третьих, по качеству обслуживания. (Например, в одних магазинах розничной торговли мы видим хорошо подготовленный штат для быстрого и вежливого обслуживания, в других стоят длинные очереди к ворчливым и даже грубым кассиршам, которых, однако, покупатели терпят из-за более низких цен.)

В-четвертых, по субъективному имиджу товаров, который они создают в голове потребителя. Продавцы стремятся улучшить имидж товаров, используя маркировку, рекламу, привлекательную упаковку и продавая товар только в престижных магазинах.

4. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Олигополия как и монополистическая конкуренция являются наиболее массовыми рыночными структурами являются. В руках компаний, которые формируют олигополистический рынок находится львиная доля промышленного производства таких отраслей, как автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальное производство.

5. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы - профсоюзы и предпринимательские организации.

7. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для различных покупателей. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатских услугах, продаже билетов на концерты, оплате электроэнергии и т.п.

8. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены. Так примером монопсонии может служить рынок вооружений внутри страны, когда покупателем оружия выступает государство.

Важнейшим атрибутом экономики, затрагивающим интересы всех товаропроизводителей и государства в целом, является конкурентоспособность. Конкурентоспособность - способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. Проблема ее достижения занимает центральное место в экономической политике страны, становится ключевой для всех форм и уровней хозяйствования, заставляет улучшать качественные параметры, повышать производительность труда и эффективность производства. Именно конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. [8, с.158].