logo
ekonom_analiz

Анализ использования производственных ресурсов

Эффективное использование основных средств – одно из важнейших условий успешной работы хозяйствующего субъекта. Обеспечение максимально возможной загрузки машин и оборудования, рационального и наиболее полного использования производственных площадей, служебных помещений и территории способствует росту объемов выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений, сокращению срока окупаемости, повышению эффективности работы. Недостаточная или нерациональная, несогласованная по мощности загрузка технологических установок свидетельствует либо о неудовлетворенном качестве проектирования организации, либо о плохой ее работе: уменьшении заказов на продукцию, недостатках материально-технического снабжения, организации труда и т.п.

Основные средства имеют первоначальную, остаточную и восстановительные стоимость. Учитываются они в денежном и натуральном выражении.

Первоначальная стоимость – это затраты на строительство или приобретение новых машин и оборудования, включая расходы по транспортировке, складированию и монтажу, отражающие фактические расходы на приобретение или строительство новых основных средств.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Переоценка основных средств по восстановительной стоимости производится по состоянию на 1 января.

В текущем учете средства отражаются по первоначальной стоимости, а подвергшиеся переоценке – по восстановительной.

При анализе технического состояния оборудования следует рассмотреть, какие меры принимаются на предприятии для замены устаревшего, непригодного для модернизации оборудования, т.е. каков коэффициент обновления. Чем выше этот коэффициент, тем в большей степени обновлено оборудование.

Коэффициент модернизации определяют как отношение числа модернизированных единиц оборудования к общему числу оборудования данного вида.

Коэффициент изношенности - отношение сумму начисленного износа оборудования к стоимости этого оборудования на конец года.

Коэффициент обновления - отношение стоимости вновь поступившего за год оборудования к стоимости оборудования данного вида на конец года.

Для анализа движения основных средств рассчитываются названные выше показатели по следующим формулам:

Для анализа состояния основных фондов рассчитываются следующие показатели : 

Кизн и Кгод рассчитываются по состоянию на начало и конец амортизируемого периода.

Фондоотдачу определяет как отношение суммы вырабатываемой продукции к среднегодовой стоимости ОПФ. Фондоемкость – величина обратная фондоотдаче.

Показатель фондоотдачи следует исчислить за ряд лет для сравнения в динамике.

Фондоотдача показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) произведено в данном периоде на 1 руб. стоимости основных фондов, а фондоемкость – стоимость производственных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. Чем лучше используются основные фонды, тем выше показатель фондоотдачи. А снижение фондоемкости означают экономию труда, овеществленного в основных фондах, участвующих в производстве.

Общая фондоотдача зависит от отдачи и ее доли в общей стоимости основных средств предприятия. Взаимосвязь обобщающего показателя использования основных средств, отдачи активной части и структуры основных средств можно выразить в виде следующей модели:

Фобщ = dакт *Факт ,

где Факт – фондоотдача активной части фондов; 

Фобщ – общая фондоотдача; 

dакт- удельный вес активной части фондов в общей стоимости.

Повышение фондоотдачи способствуют:

Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.

Взаимосвязь объема продукции показателей использования основных фондов и их структуры можно представить в виде следующей модели:

О = ОПФ * Фобщ = ОПФ * dакт * Факт

где О- общий объем продукции; 

ОПФ – среднегодовая стоимость ОПФ.

Необходимым условием наращивания объемов производства продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества закупленного сырья с плановой потребностью.

Пристальное внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса сырья и материалов (Зсм) зависит от интервала поставки (Ип) и среднесуточного расхода i-ro материала(Рсут):

Зсм= Ип* Рсут

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие показатели — это прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат.

Прибыль на рубль материальных затрат — наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов; определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

Материалоотдача — определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость продукции (отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции) — показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат — определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции — исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат — представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше единицы, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше единицы, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном или условно-натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i-ro вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения (рис. 10.1), а также влияние на объем производства продукции.

Общая материалоемкость зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы, отпускных цен на продукцию.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли хозяйства страны. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Персонал предприятия – основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации. Обычно трудовой персонал предприятия подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях. Производственный персонал – работники, занятые в производстве и его обслуживании, обычно они составляет основную часть трудовых ресурсов предприятия.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.).

Производительность труда – это показатель, характеризующий уровень затрат живого труда на производство единицы продукции. Его можно также определять, как количество произведенной продукции на одного работника ППП или одного рабочего за единицу времени (год, день, час).

Взаимосвязь между показателем выработки можно проследить по следующим формулам:

В год 1 рабочего= Д * В дневная 1 рабочего

где Д – количество дней в году;

В дневная 1 рабочего = П * В час 1 рабочего

где П – продолжительность рабочей смены в часах и тогда

В год 1 рабочего = Д*П*В час 1 рабочего.

Сравнение уровня производительности труда отчетного года с предыдущим годом позволяет дать оценку динамики производительности труда за год. Более высокий темп роста производительности труда одного работника ППП по сравнению с темпом роста производительности труда одного рабочего свидетельствует об увеличении удельного веса рабочих в общей численности ППП и о снижении удельного веса служащих. Рост удельного веса служащих, в т.ч. руководителей и специалистов, оправдан лишь в том случае, если при этом достигается повышение производительности труда, всего персонала ППП за счет более высокой организации производства, труда и управления. Например, механизации и особенно автоматизации производственного процесса и т.п.

Как правило, темпы роста производительности труда одного работника ППП (одного работающего) должны быть равны или быть выше темпов роста производительности труда одного рабочего.

Выработка на одного работающего равна произведению выработки на одного рабочего и удельного веса рабочих в общей численности ППП. Следовательно, необходимо стремиться к повышению удельного веса рабочих в общей численности ППП, т.е. сокращения управленческого персонала за счет компьютеризации и других достижений НТП:

В год 1 ППП = d рабочих в ППП * В год 1 рабочего .

При улучшении использования рабочего времени в отчетном году по сравнению с предыдущим соотношение между темпами роста производительности труда одного рабочего годовой, дневной и часовой должны быть следующими: производительность труда годовая > дневная >часовая.

Соотношение производительность труда годовая > дневная свидетельствует о снижении человеко-дней неявок на работу (целодневных потерь) в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Соотношение производительность труда дневная > часовая свидетельствует о снижении внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Возможное увеличение выпуска продукции за счет сокращения потерь рабочего времени определяется произведением среднечасовой производительности труда одного рабочего в предыдущем году на количество потерянных человеко-часов всеми рабочими.

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.

  1. CVP — анализ: понятийный аппарат, основные положения

CVP- анализ - анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объемом производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля, т.е. данные взаимосвязи, формируют основную модель финансовой деятельности и позволяют использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Основными его задачами являются:

1. расчет объема реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат - точка безубыточности (порог рентабельности);

2. исчисление объема реализации, обеспечивающее при прочих равных условиях получение необходимой суммы прибыли;

3. аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособным (запас финансовой прочности);

4. определение цены на продукцию, позволяющее обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;

5. осуществление выбора наиболее эффективных технологий производства;

6. осуществление принятия оптимального производственного плана.

Допущения CVP- анализа:

- издержки обоснованно должны подразделяться на постоянную и переменную часть;

- постоянные расходы остаются неизменными в зависимости от объемов производства в пределах исследуемого диапазона производства;

- переменные расходы в указанных пределах прямопропорционально зависят от объема производства. Релевантные уровни - уровни деловой активности, т.е. объемы производства, с которыми организация, скорее всего, пред полагает работать. Обычно это нормальная производственная мощность;

- существуют неизменные цены на реализованную продукцию - с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы - с другой стороны;

- ассортимент изделий постоянный;

- объем производства примерно равен объему реализации;

- поступившая выручка прямопропорциональна объему продукции;

- эффективность деятельности предприятия остается неизменной.

Затраты - объем - прибыль:

1. Выручка = затраты (себестоимость) + Прибыль;

2. Выручка = затраты постоянные + затраты переменные + прибыль;

3. Выручка = затраты постоянные (объем) + затраты переменные (количество продукции) + прибыль;

4. Выручка = затраты постоянные + затраты переменные на единицу * количество + прибыль.

CVP- анализ - это система управления предприятием, интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая их достижению единой цели. Для управления процессом оптимизации результатов деятельности CVP- анализ должен использовать методы различных дисциплин: учета, анализа, контроля, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики предприятия, экономико-математических методов и т.д.

Анализ - это связующее звено между различными функциями управления, это инструмент, обеспечивающий научный подход к управлению производством.

Отнесение CVP- анализа к функциям управления обусловлено рядом обязательств:

- анализ производится на всех уровнях управления и во всех  подразделениях хозяйствующего субъекта;

- анализ строится на единой методологической основе, что дает возможность вырабатывать общие подходы к организации и проведению анализа в различных отраслях, регионах и других структурных сообществах хозяйствующих единиц;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализовываться и многие другие функции, в первую очередь связанные с принятием управленческих решений.

Система информационного обеспечения CVP- анализа должна включать следующие основные  виды информации:

- учетные источники информации: данные бухгалтерского учета и отчетности, управленческого учета и внутренней отчетности, статистического учета и отчетности, выборочные учетные данные;

- внеучетные источники информации: материалы постоянно действующих производственных совещаний; собраний трудовых коллективов и акционеров; информация статистических органов, публикуемая в статистических органах и журналах и пр.

Основными элементами CVP- анализа являются:

1. Критическая точка;

2. Сила воздействия операционного рычага;

3. Запас финансовой прочности;

4. Эффект финансового рычага.

Таким образом, CVP- анализ должен способствовать уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения, усилению творческого начала в его принятии. Он должен строится на информации учета, отчетности, планов и прогнозов. Требования к анализу предъявляются из-за потребностей управления. Сам же анализ может предъявлять требования к учету, естественно, не ради анализа, а в целях его результативности для управления.

С помощью CVP- анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования.  При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что на базе CVP- анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.

  1. CVP — анализ как инструмент управления текущей деятельностью предприятия.

Сущность анализа «затраты-объем-прибыль» заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости (затрат) и прибыли. Рассчитывать значение маржинального дохода для каждого конкретного вида продукции необходимо. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат.

Анализ «затраты-объем-прибыль» является одним из самых популярных инструментов управленческого учета. Он дает возможность проследить взаимосвязь между такими характеристиками, как затраты, объем и прибыль, то есть определить влияние, которое оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на величину получаемой от реализации товаров прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе. 

Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая выражается формулой: 

ВР (выручка от реализации) = ПЗ (переменные затраты) + ФЗ (постоянные затраты) + П (прибыль) 

В основе проведения данного анализа лежит понимание поведения затрат организации. Так, планируя основные направления деятельности, менеджер должен учитывать поведение затрат при изменении объема производства. С другой стороны, поведение затрат должно быть проанализировано применительно к единице продукции. При этом, ключевым моментом анализа «затраты-объем-прибыль» является деление всех затрат организации на переменные и постоянные. С помощью CVP анализа можно получать ответы на такие вопросы, как: 

  1) Какой объем продаж обеспечит покрытие всех затрат организации? 

  2) Какой объем продаж позволит достичь организации запланированного уровня прибыли? 

  3) Какую прибыль может ожидать организация при том или ином объеме продаж? 

  4) Как изменения в структуре продаж могут повлиять на финансовые результаты деятельности? 

  5) Какое влияние на уровень прибыли оказывают изменения в переменных и постоянных затратах, а также в продажных ценах на продукцию? 

Как известно, переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства. С другой стороны, они могут быть дискретными, то есть изменяться ступенчато. 

Постоянные же затраты в общей сумме не изменяются в связи с изменением объема производства, но при этом изменяются в расчете на единицу продукции. 

Функцию затрат в коротком периоде можно описать следующей формулой: 

TC = FC + VC

Функция затрат в данном интервале описывается следующей формулой: 

ТС = FC + Q х AVC

Таким образом, постоянные затраты постоянны только относительно определенной области релевантности и определенного времени. На практике процесс производства, как правило, характеризуется смешанными затратами, то есть имеет и постоянную, и переменную составляющие. 

Анализ «затраты-объем-прибыль» часто называют анализом критической точки. Он позволяет найти наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. При этом, главная роль в выборе стратегии поведения организации принадлежит маржинальной прибыли. Добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли.

Под маржинальной прибылью понимают разность между выручкой от реализации продукции и переменными расходами на изготовление данного объема продукции, или разность между продажной ценой единицы продукции и переменными расходами, приходящимися на единицу продукции. Другими словами, это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и получения прибыли.

Таким образом, маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, показывает вклад каждой реализованной единицы продукции в покрытие постоянных затрат и общую прибыль организации. Это есть концепция маржинальной прибыли. 

Согласно данной концепции на величину прибыли организации воздействуют изменения следующих факторов: 

  а) продажная цена товара; 

  б) количество проданных единиц; 

  в) величина постоянных затрат; 

  г) величина переменных затрат. 

Концепция маржинальной прибыли или маржинальный подход позволяет менеджерам подготовить информацию, необходимую для определения будущей цены единицы продукции, выбора поставщика сырья и материалов, анализа процесса производства, а также решения задачи «производить или покупать». Учет, основанный на концепции маржинальной прибыли, называется учетом по усеченной себестоимости (себестоимости на уровне переменных производственных затрат). 

Показатель, характеризующий отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации, называется нормой маржинальной прибыли. 

Норма маржинальной прибыли = (Маржинальная прибыль/Выручка от реализации) Х 100% 

Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации. Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль организации при увеличении объема производства или продаж. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. 

Объем продаж (реализации продукции), при котором организация покроет свои постоянные затраты за счет маржинальной прибыли, то есть момент, когда организация не будет иметь ни прибыли, ни убытков, а каждая дополнительно проданная единица продукции будет приносить прибыль, называется точкой безубыточности (критической точкой, мертвой точкой, точкой равновесия). 

Для вычисления критической точки используются методы: 

  - уравнений; 

  - графический метод. 

Метод уравнений основывается на уравнении: 

Выручка от реализации – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль 

В расчете на единицу продукции уравнение принимает следующий вид: 

Цена ед-цы х Кол-во ед-ц – Перем. затраты на ед-цу х Кол-во ед-ц – Пост. затраты = Прибыль 

Так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, эта точка будет найдена, при условии равенства выручки и суммы переменных и постоянных затрат, то есть необходимо найти такие параметры, которые удовлетворяли бы этому уравнению. Для того, чтобы определить объем реализации, необходимый для получения заданной величины прибыли, нужно подставить в уравнение сумму прибыли. Если известна норма маржинальной прибыли, то точку безубыточности можно рассчитать по формуле: 

Точка безубыточности = Постоянные затраты/Норма маржинальной прибыли 

или: 

Постоянные затраты + Заданная величина прибыли/Маржинальная прибыль на единицу продукции = Необходимое количество единиц реализации продукции 

Графический метод основан на построении комплексного графика «затраты-объем-прибыль». График строится в следующей последовательности: 

  1) наносится линия постоянных затрат – прямая, параллельная оси абсцисс; 

  2) выбирается точка на оси абцисс, показывающая определенную величину объема. Для этой точки рассчитывается величина общих затрат (постоянных и переменных) по формуле: Y = a + bХ. Исходя из полученного значения, строится прямая на графике; 

  3) вновь выбирается точка на оси абцисс и находится для нее сумма выручки от реализации. Строится прямая и для этого значения. 

На полученном графике точкой безубыточности будет – точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки. Для того чтобы узнать количество единиц для достижения критической точки, необходимо решить уравнение исходя из следующей формулы: 

Точка безубыточности = Постоянные затраты/Маржинальная прибыль на единицу продукции. 

Для того, чтобы построить график зависимости «затраты-объем-прибыль», определив таким образом составляющую постоянных и переменных затрат на единицу продукции, можно воспользоваться одним из следующих методов: