Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения
Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шкалы. В ней представляются разные количества товара, которые производитель желает произвести и продать по каждой данной цене в конкретный временной промежуток.
Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.
Зависимость величины (объема) предложения от цен фиксируется законом предложения. Закон предложения формулируется следующим образом: величина (объем) предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.
Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.
Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой предложения, имеющей положительный наклон. В отличие от кривой спроса, кривая предложения поднимется слева направо. Она наглядно демонстрирует закон предложения: чем выше цена единицы товара или услуги, тем больше величина предложения. Кривая предложения отражает взаимосвязь количества предложения продукции и их цен. Каждая точка на кривой предложения характеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене товара.
Как и в случае со спросом, следует различать изменение предложения и изменение величины (объема) предложения.
Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины (объема) предложения от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность покупателей (рыночное предложение) готовы приобрести за некоторый период.
Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения).
Изменение предложения происходит тогда, когда изменяются прочие факторы, которые раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить:
Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).
Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.
Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.
Зависимость величины (объема) предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности.
Эластичность предложения измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению цены этого товара.
Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется (приспособляется) к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.
Под краткосрочным понимается период, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение в этом случае является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. Он также предполагает приток в отрасль новых фирм при расширении спроса или их уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения в этом случае достигает максимальной величины.
- Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
- Часть 1 (зачет)
- Предмет макроэкономики. Основные отличия макроэкономики от микроэкономики.
- Общественное воспроизводство: сущность, структура. Типы, критерии и показатели общественного воспроизводства.
- Основные макроэкономические показатели и их измерение.
- Содержание единой системы национальных счетов (снс).
- Категории, определения и принципы построения снс
- Объективные основы необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Основные формы регулирования.
- Отличие рыночного регулирования экономики от государственного.
- Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса
- Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена
- Экономический цикл: фазы, причины циклического развития экономики. Антициклическое регулирование.
- Виды экономических циклов
- Виды экономических кризисов.
- Виды циклов. Теории циклического развития экономики.
- Причины экономического цикла
- Причины и виды безработицы. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.
- Закон Оукена
- Инфляция: сущность, виды. Классификация инфляции по темпам.
- Виды инфляции
- Варианты антиинфляционной политики.
- Кейнсианский подход
- Монетаризм
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
- Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты.
- Основные функции денег
- Предложение денег и структура денежной массы. Количество денег, необходимых для обращения. Равновесие на денежном рынке.
- Закон денежного обращения (количества денег в обращении)
- Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.
- Функции и роль кредита в экономике. Формы кредита.
- Функции кредита
- Формы кредита
- Роль кредита
- Разновидности кредита
- Структура банковской системы. Центральный Банк.
- Структура банковской системы
- Роль коммерческих банков в рыночной экономике.
- Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
- Экономический рост: понятие и факторы экономического роста, типы экономического роста.
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- Типы экономического роста
- Часть 2 (экзамен)