logo
Книга_Политэкономия

Теории государственного регулирования экономики.

Одно направление представлено «теорией социальной ответственности корпораций», концепциями монетаризма и маркетинга. Сторонники этого направления пытаются доказать, что деятельность корпораций способствует решению острых проблем современного общества. Основу этой теории составляет общая методологическая посылка о преимуществах частного предпринимательства, из которой делается вывод о необходимости предоставлять корпорациям полную свободу действий.

Американский экономист Дж. Грейсон пишет о необходимости борьбы с тенденцией государственного вмешательства в дела фирм, поскольку такая практика приведет якобы к уничтожению частного предпринимательства. Другие экономисты выступают против регулирования рынка государством на том основании, что оно, по их мнению, тормозит научно-технический прогресс.

В концепции «социально-ответственного маркетинга» предлагается критерием правильности и обоснованности решений по поводу выпуска того или иного товара, или выбора средств стимулирования сбыта, учитывать наряду с прибылью и характер влияния на общество.

Другие западные теоретики — представители либерального направления — сторонники государственного вмешательства в экономику страны. Они требуют перехода к централизации регулирования и усилению его долгосрочной ориентации, в том числе к так называемому " американскому стилю планирования ".

"Американский стиль планирования" — носит информационный характер — план-информация, план-прогноз, план-сценарий не имеет обязательной силы. В то же время, это — важный элемент государственного регулирования, ориентирующий не на случайные явления, а на более устойчивые процессы функционирования хозяйства.

"Экономика предложения" — исходит из теоретического постулата — предложение автоматически рождает спрос. Сторонники "теории предложения" — американские экономисты Дж.Гилдер, А.Лаффер и др. отвергают кейсианские принципы экономики, ориентированной на "спрос", считают, что главная задача экономической политики состоит в стимулировании предложения, в поощрении инвестиций, в том числе путем налоговой политики, направленной на снижение прогрессивных ставок налога, на доходы корпораций. Предоставление финансовых льгот для частных предпринимателей тем самым автоматически создает необходимый спрос и приводит к оздоровлению хозяйства.

Монетаризм (топе1ап5т) — экономическая теория, которая отводит деньгам, денежной массе, находящейся в обращении, определяющую роль в формировании хозяйственной конъюнктуры, подчеркивает причинно-следственную связь между изменениями количества денег и величиной ВНП. Считает ненужным вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Выразителем идей монетаризма выступает профессор Чикагского университета М.Фридмен, предложивший свою концепцию инфляционного процесса и методов его сдерживания. Главную причину инфляции он видит в "чрезмерном" увеличении количества денег в обращении, роста его темпами, превышающими темп роста ВНП. Виновником чрезмерной денежной эмиссии признается государство, не учитывающее, по сути, потребности рынка. Монетаристы предлагают для "оздоровления" рыночной экономики сокращать расходы государства, в том числе и на социальные нужды, снижать налоги на предпринимателей, вести жесткую денежную политику.

Неокейнсианство главным стимулятором экономического роста считает расширение эффективного спроса;

настаивает на государственном регулировании рыночного хозяйства.

Неоконсерватизм включает в себя элементы монетаризма и "экономики предложения"; представители этого направления — за консервативный поворот в экономической политике, за отход от кейнсианства и государственного регулирования, расширение и укрепление рыночных основ хозяйствования, освобождение капитала от ограничений, за уменьшение масштабов "благотворительности", стимулирование частного предпринимательства, поддержание устойчивости денег в обращении и их экономию.

Неолиберализм. Сторонники этого направления стоят на позициях идеальной модели свободного рыночного хозяйства, его саморегулирования, отказа от государственного " интервенционализма", вмешательства в экономику.

"Теории всеобщего контрактного государства", (есть и другие названия этой теории "федерализм по контракту", "новая форма смешанной экономики", "контрактная экономика" и др.).

Контрактная экономика — новая форма интеграции государства, банковско-промышленного капитала и науки через механизм федеральной контрактной системы (ФКС), приспособления хозяйства к современной НТР и усилению концентрации производства и капитала.

Экономисты радикального толка У.Ростоу и др. утверждают, что эволюция государственно-хозяйственной деятельности привела к " трансформации" и изменению границ между частным капиталом и государством, к "конвергенции" частных предприятий с государством.

Экономисты либерального направления К.Прайс и др. рассматривают договорную систему государства с крупным капиталом как "федерализм по контракту", признают изменение структуры американского общества.

Концепция "всеобщего контрактного государства" нашла теоретическое отражение в работах известного экономиста Дж.К.Гэлбрейта.

Государственное программирование — одна из современных форм государственного регулирования экономики. Его основой является развитие государственной собственности, огосударствление значительной части национального дохода. Содержание программирования состоит в

стремлении к координации государственных и частных капиталовложений в целях стабилизации экономики всей страны, предотвращении кризисных спадов, обеспечении устойчивых и высоких темпов роста.

Коренным условием развития программирования явились глубокие качественные изменения в производительных силах, в том числе широкая компьютеризация всех видов экономической деятельности.

Индикативный (рекомендательный) — характер планирования экономики. Получил распространение в западноевропейских странах и Японии.

Экономическая интеграция — усиление и укрепление взаимосвязей субъектов всемирного хозяйства, сближение и взаимо-переплетение национальных хозяйств ряда стран, направленное на образование единого хозяйственного организма. Это высший этап развития обобществления производства, интернационализации производительных сил. Выражается в создании международных экономических объединений. Они могут быть двух видов:

  1. охватывающие отдельные отрасли национальных хозяйств ряда стран. (Евратом, Европейское объединение угля и стали и др.);

  2. включающие экономику интегрированных стран в целом (Европейское экономическое сообщество, Международный валютный фонд и др.).

Процесс экономической интеграции развернулся с 50-х годов нашего столетия. Его материальной основой явилась интернационализация производительных сил в результате тесного международного переплетения капиталов, развития международного разделения труда, специализации и кооперирования производства, ускоренного развития научно-технической революции.