Чистая монополия.
Монополия (от греч. один и продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.
Виды монополий
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Чистая монополия
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Характерные черты чистой монополии:
Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
Вхождение в отрасль заблокировано.
Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).
- Экономические системы
- Блага, потребности, ресурсы.
- Экономическая теория. Предмет экономической теории.
- Методы экономики.
- Экономический выбор. Производственные возможности.
- Сущность и структура рынка. Субъекты рынка.
- Экономический кругооборот
- 11. Издержки и виды издержек.
- Теория фирмы и ее организационные формы бизнеса.
- Спрос и предложение. Рыночные цены.
- 12. Эластичность спроса и предложения.
- 13. Закон спроса. Исключения из закона спроса.
- 14. Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- 15. Эффект замещения и эффект дохода.
- Макроэкономика и макроэкономические показатели.
- Валовой внутренний продукт и методы его измерения.
- Монополистическая конкуренция
- Условия максимума прибыли.
- Чистая монополия.
- Антимонопольное регулирование.
- Спрос на факторы производства.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата и занятость.
- Рынок капитала. Спрос и предложение на рынке.
- Рынок земли. Ограниченность предложения земельных ресурсов.
- Рента и цена земли
- Земельная рента. Равновесие на рынке услуг земли.
- Виды ренты
- Выручка, прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- Деньги и их функции.
- Денежно-кредитная политика.
- Виды монетарных политик
- Методы денежно-кредитной политики