logo
Istoria_teoria_kooperativnogo_dvizhenia

— История и современное состояние —

Основные причины возникновения кооперативов в странах запада: выдача ЗП товарами, владельцами магазинов, предоставление жилья как условие найма на работу, нерегулярность выплаты ЗП, низкий уровень дохода большинства наёмных работников, отсутствие в новых промышленных центрах сети розничной торговли. Родиной потребительской кооперации является Англия. Первый был создан в 1961 году, в городке Фенуик, в Шотландии. 12 ткачей организовали потребительское общество по обеспечению товарами первой необходимости: Weavers of The Dreams. К началу 30-х годов 19 века в Англии насчитывалось свыше 500 потребительских обществ. В 1921 году в Лондоне, по инициативе Роберта Оуена, было создано кооперативное кооперативное общество. Оно занималось издательской и пропагандистской деятельностью. Роберт Оуен является автором термина: co-operative. С середины 19 века потребительские кооперативы создаются в Швеции, Германии, Италии. К началу 20 века, потребительские общества действовали во всех европейских странах, в США и Канаде. Первые жилищные строительные кооперативы возникли в 30-е годы 19 века на востоке США. Значительную роль в развитии мировой потребительской кооперации, сыграло: общество справедливых Rochdale-ских пионеров. Оно было создано рабочими ткачами английского города Rochdale в 1844 году. Первоначально данное общество занималось торговлей, а в последствии к ней добавились виды деятельности, как: животноводство, производство хлебопродуктов, жилищное строительство, культурно-просветительная работа, образование. Данное потребительское общество существует и по наше время, является старейшим потребительских кооперативом. К началу первой мировой войны, потребительская кооперация европейских стран превратилась в одну из крупнейших общественно-хозяйских кооперация. В Англии пайщиками были около 3000000 человек, в Германии около 1500000, во Франции около 1000000. Тем не менее доля потребительской кооперации в розничном товарообороте европейских стран не превышало 2%. Первая мировая война способствовала быстрому росту как количеству пайщиков, так и объёму деятельности потребительской кооперации. К 1920 году количество пайщиков потребительской кооперации в Англии возросло в 1,6 раза, во Франции в 3 раза, в Германии в 1,4 раза. Это объясняется 2-мя причинами: ухудшение материального положения населения в связи с войной, государство использовало потребительские общества для организации снабжения населения в условиях карточной системы. Рост количества пайщиков и объём их деятельности кооперации западных стран осуществлялся до конца 60-х годов 20 века. Общее количество пайщиков достигло 115000000 человек. В последней трети 20-начала 21 веков, наблюдается сокращение количество пайщиков, потребительских обществ и объёмов их деятельности. Это объясняется ростом материального благосостояния большинства населения, главная причина: бедность — отпала, а так же возможной конкуренцией кооперативной торговли со стороны крупных монополий в области розничной торговли. Тем не менее в ряде государств потребительская кооперация сохранила былые позиции. Наиболее примечательной является Шведская модель кооперации. Основными чертами её являются: высокая степень централизации владения хозяйственной деятельностью, строго-демократический характер управления, чёткое разграничение прав и обязанностей исполнительный и представительны органов управления, широкая система льгот для пайщиков, активное участие кооперации в защите прав потребителей и охране окружающей среды, активное и широкомасштабное привлечение собственных средств пайщиков.