logo
Ценные бумаги

Зарубежный опыт тенденций развития рынка ценных бумаг на примере Республики Казахстан и Китая [21, с. 179]

Анализируя состояние рынка ценных бумаг в Казахстане, можно сделать вывод, что на первичном рынке ценных бумаг по состоянию на 1 января 2015 года до сих пор преобладающую долю выпуска составляют негосударственные ценные бумаги, несмотря на то, что размещение данных бумаг по сравнению с эмитированными государственными ценными бумагами несет риск, тогда как государственные ценные бумаги выпускаются от имени правительства или местными органами власти и, соответственно, обеспечивается их поддержкой.

На вторичном же рынке ценных бумаг по негосударственным ценным бумагам только небольшая часть хозяйствующих субъектов Казахстана в 2014 году совершила сделки со своими ценными бумагами, это говорит о том, что не все эмитированные негосударственные ценные бумаги способны выйти на вторичный рынок ценных бумаг и участвовать в обращении.

Для того, чтобы повысить привлекательность ценных бумаг, выпускаемых эмитентами–резидентами Республики Казахстан для инвесторов (в том числе иностранных), необходимо уточнение некоторых норм Законов Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг». Это связано с тем, что в настоящее время интерес у серьезных инвесторов вызывают только АО, деятельность которых прозрачна для всех и механизм функционирования которых в значительной степени прост и отработан в ходе практической деятельности.

Вместе с тем, в стране абсолютно не развит рынок муниципальных ценных бумаг, законодательная основа его не отработана. В значительно степени это связано с отсутствием практики применения данного инструмента, а между тем развитие этого рынка привело бы к инвестированию социально значимых проектов и программ в регионах и вовлечению свободных денежных средств населения в развитие фондового рынка.

Само же построение корпоративного фондового рынка в Казахстане заложило в нем значительные противоречия, которые привели к имеющимся негативным тенденциям и необходимости существенных изменений, как в реальном секторе экономики, так и в индустрии ценных бумаг. Поэтому в настоящее время необходимо создать все условия для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 3

организаций, как на первичном, так и на вторичном рынке, которые должны открыто на основании закона осуществлять профессиональную деятельность на фондовом рынке. А это приведет к необходимости оптимизировать нормативно-правовую базу для осуществления их деятельности.

В данном аспекте актуальную роль играет регулирование деятельности брокеров, дилеров, депозитариев, банков-кастодианов и других профессиональных участников рынка корпоративных ценных бумаг.

Еще одним тормозящим эффектом развития фондового рынка ценных бумаг в Казахстане является то, что в настоящее время рынок ценных бумаг, как механизм привлечения капитала, регулирования экономики и участник управления финансовыми потоками, оказывается, невостребованным со стороны реального сектора. Это можно объяснить тем, что сопоставляя предприятия реального сектора экономики Казахстана и других стран СНГ, а также рынок корпоративных ценных бумаг, нетрудно обнаружить, что модель поведения казахских предприятий более напоминает континентально-европейскую или японскую модель, тогда как рынок ценных бумаг стремится развиваться в рамках англо-американской модели.

Поэтому в настоящее время проблемы развития рынка корпоративных ценных бумаг в большей степени актуальны лишь для стран с развитой рыночной экономикой. А таковыми ООН признала среди стран СНГ лишь Россию, Украину и Казахстан. И это накладывает дополнительные обязательства развивать законодательство и практику функционирования вторичного рынка ценных бумаг, который показывает истинную стоимость финансовых инструментов и придает рынкам высокую ликвидность.

До настоящего времени стремительный рост рынка акций Китая был вызван большей частью спекулятивными факторами, ажиотажем многомиллионной армии инвесторов, то есть по сути каждый раз являлся надуванием очередного «пузыря», за которым неизбежно следовал обвал фондового рынка. Такая ситуация, регулярно повторяясь, не ведет к качественному развитию рынка. Однако существуют потенциальные перспективы для качественного роста рынка акций КНР.

Во-первых, проводимая в настоящее время реформа нерыночных акций через несколько лет должна привести к массовой приватизации государственных пакетов акций во всех котирующихся компаниях. Это, в свою очередь, приведет к значительному повышению уровня «free float» на рынке. Кардинальное сокращение масштабов государственного участия в компаниях и концентрация рычагов управления в руках частного капитала, а также вовлечение в конкурентную среду позволят корпорациям

Окончание ПРИЛОЖЕНИЯ 3

выйти на приемлемый уровень эффективности и рентабельности, которые в настоящее время довольно низки. С другой стороны, прекращение государственных дотаций и безвозмездного вливания активов даст, наконец, возможность справедливой рыночной оценки компаний. В конечном счете, это приведет к резкому сокращению потенциала спекулятивного роста и создаст предпосылки для обоснованного роста котировок, исходя из экономических показателей компаний.

Во-вторых, государством уже приняты серьезные меры по повышению уровня корпоративного управления в котирующихся компаниях, как-то: обеспечение добросовестного раскрытия информации, независимости и эффективности деятельности органов правления компаний, борьба с незаконным присвоением активов, либерализация рынка слияний и поглощений.

Таким образом, в среднесрочной перспективе можно ожидать, что эти меры произведут ожидаемый эффект на уровень эффективности, рентабельности, конкурентоспособности корпораций, что также найдет выражение в качественном росте фондового рынка.

Наибольшее затруднение в оценке перспектив РЦБ Китая представляет будущее воздействие государственной финансовой политики, и прежде всего ее внешнего вектора. Так, последовательно проводимая на протяжении всего периода экономических реформ политика жесткого валютного регулирования, закрытого счета капиталов, ограничения портфельных инвестиций привела, с одной стороны, к защищенности фондового рынка Китая от международных финансовых потрясений (так было, в частности, во время финансового кризиса 1997-98 годов), от крупных спекуляций хедж-фондов, а с другой стороны, к слабой интегрированности в конкурентное пространство международного финансового рынка.

Рынок акций КНР практически полностью опирается на внутренний инвестиционный потенциал, который представляется практически неисчерпаемым. Но в то же время нельзя утверждать, что фондовый рынок Китая выиграл конкуренцию за внутренних инвесторов, так как в условиях политики финансового подавления банковских ставок и невозможности для абсолютного большинства рядовых инвесторов вложения своих средств в зарубежные инструменты, отечественный рынок акций является для них единственной возможностью, пусть и с высоким риском, получить существенный доход на инвестиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Перечень показателей, характеризующих анализируемые процессы и явления

Показатель

Формула расчета

Экономический смысл

Какие процессы позволяет анализировать

Абсолютное отклонение

Отклонение динамики фондовых индексов 2014 к 2012 = -731,89

Значение последующего показателя вычитается из предыдущего

Определяется прирост показателя в денежном выражении

Показывает динамику процесса

ПРИЛОЖЕНИЕ 5