8. Фазочувствительное устройство защиты электродвигателей (фуз).
Фазочувствительные устройства защиты электродвигателей
При нормальной работе асинхронных двигателей угол сдвига фаз между токами в трехфазной сети составляет 120о. При обрыве одной из фаз угол сдвига между токами оставшихся двух фаз станет 180о. На этом эффекте основана защита от аварийных режимов. Так как защита реагирует на изменение угла фазового сдвига между токами нагрузки электродвигателей, она была названа фазочувствительной.
Базовая схема фазочувствительной защиты ФУЗ состоит из двух фазовращающихся трансформаторов тока и кольцевого фазового детектора с косинусной характеристикой, на выходе которого включено реле (рис. 1).
При заклинивании ротора или при режиме короткого замыкания электродвигателя токи, а следовательно и измеряемые напряжения U1 и U2 резко увеличиваются. Ток в катушке реле KV также резко возрастет, станет больше тока притягивания реле Iпр.
При обрыве фазы защита срабатывает достаточно быстро, так как ток в катушке реле Iр становится значительно больше тока Iпр. Таким образом фазочувствительное устройство типа ФУЗ защищает электродвигатель от обрыва фазы при пуске и от заклинивания ротора двигателя или исполнительного механизма.
Защита весьма чувствительна к обрыву фазы при пуске двигателя, а при работе электродвигателя с перегрузками ток в катушке реле увеличивается медленно, что позволяет защите срабатывать с выдержкой времени. Основной недостаток базовой защиты ФУЗ заключается в том, что она не реагирует на небольшие длительные перегрузки и не имеет инерционности срабатывания, вследствие чего фазочувствительное устройство ложно срабатывает при пуске электродвигателя.
Эти недостатки устранены в модернизированном фазочувствительном устройстве защиты электродвигателей ФУЗМ. Устройство ФУЗМ защищает электродвигатель от обрыва фазы и любых перегрузок, а также от заклинивания ротора или исполнительного механизма. ФУЗМ моментально срабатывает при обрыве фазы, а при перегрузках – с выдержкой времени 30...50 с (в зависимости от степени перегрузки); при заклинивании ротора или исполнительного механизма выдержка времени составляет 8...12 с.
Основное достоинство ФУЗ по сравнению с обычно применяемой встроенной температурной защитой, например УВТЗ, заключается в том, что ФУЗ быстрее реагирует на такие аварийные режимы, как обрыв фазы, заклинивание ротора или исполнительного механизма, не допуская перегрева статорной обмотки и старения изоляции. Кроме того, при использовании ФУЗ нет нужды монтировать позисторы в обмотку электродвигателя при его изготовлении, а достаточно установить один позистор в корпусе собранного электродвигателя.
- 1. Основные понятия эксплуатации электрооборудования. Жизненный цикл. Эксплуатационные свойства электрооборудования.
- 2. Выбор сочетания технических средств повышения надежности электрооборудования.
- 3. Специфика эксплуатации электрооборудования в сельском хозяйстве. Механизм и причины отказов основных видов электрооборудования.
- 4. Универсальная встроенная температурная защита (увтз), характерные неисправности.
- 5. Основные понятия теории надежности
- 6. Защиты электрооборудования на основе фильтров напряжения.
- 8. Фазочувствительное устройство защиты электродвигателей (фуз).
- 9. Экономия и рациональное использование электроэнергии.
- 10. Модернизация электроприводов с целью повышения эксплуатационных показателей.
- 11. Защита электродвигателей от аварийных и ненормальных режимов.
- 13. Показатели надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость электрооборудования и др.
- 14. Капитальный ремонт электрооборудования.
- 15. Закон распределения времени восстановления.
- 16. Техническое обслуживание электродвигателей.
- 17. Закон распределения отказов.
- 18. Текущий ремонт пускозащитной аппаратуры.
- 19. Классификация сельскохозяйственных помещений по условиям окружающей среды
- 21. Составление структурной схемы надежности системы.
- 22. Проверка и настройка основных типов защит электрооборудования (тепловое реле, предохранители, автоматические выключатели, увтз, фуз).
- 23. Расчет надежности системы с последовательным соединением элементов.
- 24. Техническое обслуживание и текущий ремонт электрических машин.
- 25. Расчет надежности системы с параллельным соединением элементов.
- 26. Текущий ремонт электронагревательного оборудования.
- 27. Сбор и обработка информации о надежности в процессе эксплуатации.
- 29. Основные способы повышения надежности.
- 30. Техническое обслуживание и текущий ремонт электропроводок.
- 33. Законы распределения отказов электрооборудования, их параметры и характеристики.
- 34. Диагностика состояния короткозамкнутого ротора асинхронного электродвигателя.
- 35. Деноминация электрооборудования, как средство повышения надежности.
- 36. Проектирование электротехнической службы (этс).
- 38. Техническое обслуживание и текущий ремонт осветительных щитков.
- 39. Методы теории массового обслуживания.
- 40. Причины и последствия отказов электрооборудования.
- 41. Техническая документация.
- 42. Дестабилизирующие и компенсирующие воздействие на электрооборудование.
- 43. Эксплуатация воздушных и кабельных линий.
- 44. Приемка в эксплуатацию нового и модернизированного электрооборудования.
- 45. Диагностика пускозащитной аппаратуры.
- 46. Анализ деятельности электротехнической службы.
- 48. Нормирование потребления электроэнергии.
- 49. Сушка увлажненной изоляции электродвигателей.
- 50. Резервирование электрооборудования.
- 51. Расчет экономического ущерба.
- 52. Универсальный стенд электрика.
- 53. Современные системы учета электроэнергии.
- 54. Способы и средства защиты людей и животных от поражения электрическим током.
- 55. Показатели качества электроэнергии.
- 57. Методы расчета надежности
- 58. Технической диагностирование электрооборудования.
- 59. Договор электроснабжения.
- 60. Выбор электрооборудования по техническим и экономическим критериям.
- 2. Выбор сочетания технических средств повышения надежности электрооборудования.
- 3. Специфика эксплуатации электрооборудования в сельском хозяйстве. Механизм и причины отказов основных видов электрооборудования.