1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному, но результат был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере.
В экономически развитых странах давно поняли, что наемный работник – не эффективен, не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В Англии, например, работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях.
Такая политика выгодна государству и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.
Примечательна позиция известного немецкого политика Й. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя [2, c. 48].
При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:
малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек, экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами;
сравнительно низкая капиталоемкость;
массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от большой окупаемости;
мобильность на рынке и сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
углубление внутриотраслевой организации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий [7, c. 7–9];
возможность наиболее гибких и оперативных решений;
более быстрая адаптации к особенностям местных условий;
более низкие операционные расходы;
большая свобода действий;
большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости достигает 70%, в стоимости продукции доля субподрядных, как правило, малых фирм составляет 25–30%.
В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. Так, экспорт малых компаний США составляет 20% совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35–40%. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации [16, c. 144].
Указанные свойства малых фирм позволили внедриться в начальной стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных монополизированных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства [2, c. 49–50].
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров и контрактов.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий [16, c. 145].
- Введение
- Глава 1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
- 1.1 Понятие малого бизнеса
- 1.2 Виды, субъекты и формы предпринимательства
- 1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса
- 1.4 Отличия малых предприятий от больших
- Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
- Основные пути повышения экономической эффективности малого бизнеса
- Глава 2. Особенности существования малого бизнеса в развитых странах
- 2.1 Малый бизнес в Европейском Cоюзе
- 2.3. Малый бизнес в Японии
- Глава 3. Особенности развития малого бизнеса в беларуси
- 3.1. Особенности развития малого бизнеса в Беларуси
- Наиболее проблемные сферы регулирования бизнеса в Беларуси.
- 3.2. Анализ функционирования малого бизнеса в Беларуси
- Реформы в сфере налогообложения
- 3.3. Основные тенденции поддержки малого бизнеса
- Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
- Центры поддержки предпринимательства.
- Инкубаторы малого предпринимательства.
- Бизнес-союзы и ассоциации
- Частные консалтинговые компании
- Список использованных источников:
- Приложения