33. Фирма на несовершенных рынках. Определение цены и объема производства на монополистических рынках.
Основные черты на несовершенных ранках, характеризующие монополистическую конкуренцию :
- на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
- эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары – заменители и переключить спрос на них;
- вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть что-нибудь, не требуется значительных первоначальных капиталов.
Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм.
Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции.
Цена и объем производства фирмы в условиях монополистичекой конкуренции, максимизмрующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б) D- спрос; MR - предельный доход; MC – предельные издержки; AVC – средние переменные издержки ; ATC – средние валовые издержки.
Спрос на продукцию фирм не является эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки – при цене Р1 и выпуске Q1.
34. Принципы максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции. Понятие ценовой дискриминации.
Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками.
Определение цены и объема производства фирмой – монополистом : D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем – монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
Ц еновая дискриминация - практика, установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является следствием разницы в издержках. Это еще когда одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные. Она проводится при следующих условиях : покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которую имеет разную эластичность.
Модель ценовой дискриминации: MC – предельные издержки; D,MR – спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1, MR1 – на втором рынке
На рисунке изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (а) представлен самостоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Второй рынок (б) – лица, для которых скорость не так уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой.
Из рисунка видно, что при цене 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн руб. ежемесячно.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой – большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида.
- 1.Предмет экономической теории, этапы развития, объекты исследования и основные проблемы современной экономики.
- 2.Основные этапы формирования э.Т, как науки. Характеристика основных школ и направлений, изучающие экономическую науку. Экономия – наука о домоводстве.
- 3.Политическая экономия – наука о богатстве народов.
- 4.Экономикс – современная аналитическая наука о рациональном использовании экономических ресерсов.
- 5.Общие проблемы экономического развития. Экономические понятия : потребность, экономические блага, производственные возможности. Технологический выбор и кривая производственных возможностей.
- 6.Основные закономерности экономической организации. Характеристика сфер экономики : производство, рапределение, обмен и потребление. Экономический кругооборот.
- 9. Современные экономические системы стран : сша, ес, Японии, Китая и другие. Их характеристика, особенности развития и сравнительный анализ.
- 10. Товарное производство. Сущность общественного производства. Товар и его свойства. Проблема стоимости в экономической теории : маржиналистский и марксистский подходы.
- Функции
- 12. Закон спроса. Кривая спроса. Функция спроса.
- 13. Закон предложения. Функция предложения. Кривая предложения.
- 14. Понятие эластичности спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Определение коэффициентов эластичности спроса по цене, по доходу и перекрестной эластичности.
- 15. Понятие эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Определение коэффициентов ценовой эластичности предложения.
- 16. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Равновесие по модели л. Вальраса и а.Маршалла.
- 17. Теория потребительского поведения в рыночной экономике. Спрос и полезность. Свойства полезности. Закон убывающей предельной полезности.
- 18. Условия равновесия потребителя на рынке : кардиналистский (количественный) подход и ординалистский ( порядковый) подход. Кривые безразличия и бюджетная линия.
- 19. Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Линия «доход – потребление», линия «цена – потребление».
- 20. Понятие эффекта замещения и эффекта дохода, их взаимосвязь. Кривые Энгеля.
- 21. Теория фирмы. Понятие фирмы, виды теорий, изучающих поведение фирмы на рынке. Экономическая природа фирмы в рыночной экономике.
- 22. Типы деловых предприятий в рыночной экономике : организационно – правовые формы предприятий.
- 23. Финансовые ресурсы предприятий. Основные и оборотные фонды. Понятие и назначение амортизации. Методы начисления амортизации. Показатели эффективности деятельности предприятия.
- 24. Издержки производства : явные и неявные. Динамика постоянных, переменных и общих издержек производства. Экономическая сущность предельных издержек производства и средних издержек фирмы.
- 25. Доход фирмы. Определение величины валового дохода фирмы. Виды дохода : общий, средний, предельный.
- 26. Сущность прибыли. Виды прибыли фирмы : экономическая, бухгалтерская, нормальная.
- 27. Производство экономических благ. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.
- 28. Правило наименьших издержек. Принципы максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
- 29. Условия равновесия фирмы на рынке. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
- 30. Условия равновесия фирмы на рынке. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
- 31. Выбор производственной технологии. Технологическая и экономическая эффективность. Построение кривых изокванты и изокосты.
- 32. Характеристики совершенного рынка. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции.
- 33. Фирма на несовершенных рынках. Определение цены и объема производства на монополистических рынках.
- 35. Ценообразование в олигополистическом рынке. Ломанная кривая спроса.
- 36. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство регулирования рынка несовершенной конкуренции.
- 37. Рынок труда : спрос и предложение труда. Кривая индивидуального предложения. Виды заработной платы и дифференциация ее ставок. Неравенство доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 38. Рынок капитала. Ссудный процент как цена, уплачиваемая собственнику капитала. Ставка ссудного процента и дисконтированная стоимость.
- 39. Рынок земли : спрос и предложение на землю. Земельная рента.
- 40. Национальная экономика. Основные макроэкономические проблемы и цели. Модель народно – хозяйственного кругооборота.
- 41. Понятие макроэкономических показателей и их характеристика. Взаимосвязь макроэкономических показателей в системе национальных счетов.
- 43. Понятие совокупного спроса и факторы его определяющие.
- 44. Понятие совокупного предложения и факторы, его определяющие.
- 45. Макроэкономическое равновесие в модели ad-as : кейнсианский, промежуточный и классический отрезки совокупного равновесия.
- 46. Потребление и сбережение : взаимосвязь, склонности к потреблению и сбережению. Функция потребления. Функция сбережения. Психологический закон Кейнса.
- 47. Функциональная роль инвестиций в экономике. Факторы, влияющие на динамику инвестиций. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- 48.Эффект инвестиционного мультипликатора. Расчет инвестиционного мультипликатора.
- 49. Кейнсианская модель общего равновесия. Понятие «кейнсианского» креста.
- 50. Модель инвестиции – сбережения. Is. Равновесие на товарном рынке.
- 52. Сущность инфляции. Причины возникновения инфляции и ее типы : инфляция спроса и инфляция предложения.
- 53. Виды инфляции. Влияние инфляции на рынок. Инфляционные ожидания. Эффект Фишера.
- 54. Основные методы антиинфляционной политики государства. Причины возникновения инфляции в России и ее регулирование.
- 55. Понятие безработицы и занятость населения. Показатели безработицы. Виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Закон Оукена.
- 56. Взаимосвязь инфляции и безработицы : кривая Филлипса.
- 57. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда. Роль профсоюзов на рынке труда.
- 58. Развитие форм стоимости и происхождение денег. Функции денег.
- 60. Измерение денежной массы с помощью деления ликвидных активов на денежные агрегаты. Экономическая природа наличных денег и безналичных расчетов.
- 62.Сущность и назначение кредита. Исторические этапы развития кредита. Источники формирования ссудного капитала.
- 63.Структура современной кредитной системы.
- 64. Роль центрального банка в кредитной системе. Функции центрального банка России.
- 65. Роль коммерческих банков в экономике, их операции. Мультипликационное расширение банковских депозитов.
- 66. Назначение денежно – кредитной политики. Методы и инструменты денежно – кредитной политики.
- 67.Структура бюджетной системы России. Принципы бюджетного взаимодействия.
- 68. Государственный бюджет и его структура. Классификация государственных доходов и расходов.
- 69. Понятие бюджетного дефицита и его структура. Источники финансирования дефицита государственного бюджета.
- 70. Налоги и их роль в экономике, функции налогов, их виды. Принципы налогообложения. Сущность кривой а.Лаффера.
- 71.Бюджетно-налоговая политика и ее инструменты.