logo
Ответы на ЭБ по экономике (mod)

33. Фирма на несовершенных рынках. Определение цены и объема производства на монополистических рынках.

Основные черты на несовершенных ранках, характеризующие монополистическую конкуренцию :

- на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

- эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары – заменители и переключить спрос на них;

- вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть что-нибудь, не требуется значительных первоначальных капиталов.

Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм.

Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции.

Цена и объем производства фирмы в условиях монополистичекой конкуренции, максимизмрующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б) D- спрос; MR - предельный доход; MC – предельные издержки; AVC – средние переменные издержки ; ATC – средние валовые издержки.

Спрос на продукцию фирм не является эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки – при цене Р1 и выпуске Q1.

34. Принципы максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции. Понятие ценовой дискриминации.

Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками.

Определение цены и объема производства фирмой – монополистом : D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем – монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Ц еновая дискриминация - практика, установления различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей, причем разница в ценах не является следствием разницы в издержках. Это еще когда одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные. Она проводится при следующих условиях : покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать; существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которую имеет разную эластичность.

Модель ценовой дискриминации: MC – предельные издержки; D,MR – спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D1, MR1 – на втором рынке

На рисунке изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (а) представлен самостоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Второй рынок (б) – лица, для которых скорость не так уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой.

Из рисунка видно, что при цене 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн руб. ежемесячно.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой – большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида.