Вопрос 2: Чем объясняются оппозиционные настроения новых левых лидеров Латиноамериканских стран по отношению к сша с позиций их внешнеэкономической политики?
На сегодняшний день более чем в половине стран Латинской Америки (если быть точнее, в четырнадцати) у власти находятся политики левой ориентации. Многие исследователи отмечают, что в левые движения в Латинской Америке по содержанию и направлению своей деятельности отличаются от восточно- и западноевропейских аналогов, где левые партии, конечно, присутствуют в политике, но не являются определяющими. За одиннадцать лет – с 1998-го – по 2009-й годы в четырнадцати странах Латинской Америки (в Венесуэле – трижды, Бразилии, Чили, Аргентине – дважды, Уругвае, Боливии, Эквадоре, Никарагуа, Перу, Коста-Рике, Панаме, Гватемале, Парагвае, Сальвадоре) к власти приходят левые правительства, причем демократическим, конституционным путем.
Условно левое движение в Латинской Америке можно разделить на три группы. Во-первых, это так называемые «левые фундаменталисты» (ассоциирующие глобализацию с империализмом, выдвигающие лозунги «фронтального столкновения»). Во-вторых, это «левые популисты», для которых наиболее всего важны отношения с электоратом и завоеванная ими верховная власть. Примерами являются режимы У. Чавеса в Венесуэле, Э. Моралеса в Боливии. Третья группа представлена «левыми реформаторами» (или умеренными левыми), которые не идут на «фронтальный разрыв» с правыми консерваторами, принимают экономический неолиберализм, хотя и признают его ограниченность в социальной сфере, но одновременно делают шаги на пути искоренения бедности и «социальной исключенности». Воплощением данной разновидности левых называют правящую в Бразилии Партию трудящихся, правящий в Чили межпартийный блок «Консертасьон», правительства Н. Киршнера в Аргентине и Т. Васкеса в Уругвае.
Латиноамериканские «левые» правительства во многом едины, но во многом и различны. Общим для всех них являются, во-первых, причины их появления на политической арене: социальная дезинтеграция, нарастание социального недовольства на фоне как финансовых кризисов, так и отсутствия ощутимых социальных результатов либеральных реформ. Все это обусловило и характерную для всех данных режимов антиамериканскую риторику, хотя и в разной степени. Во-вторых, можно выделить единые цели такие, как стремление к социальной справедливости. Однако важнейшей чертой сходства является то, что современные левые очень прагматичны, четко осознают реалии современного мира, и никто из них не отвергает рыночную экономику и рыночные механизмы. «Левизна» проявляется в стремлении к балансу между рынком и социальной справедливостью, провозглашением возврата государства в экономику, своего рода «экономический национализм».
Главным направлением своей политики левые провозглашают борьбу с бедностью. Можно сказать, что их основной постулат – рынок не в состоянии решить проблему бедности, частное предпринимательство не способно преодолеть глубокое социальное неравенство и нищету. На первый план должно выступить государство, главная задача которого – прийти в социальную сферу, проводить реформы, направленные на уменьшение бедности. Поэтому латиноамериканские левые выступают за усиление роли государства, считая его институтом, способным смягчить негативные эффекты рынка. По данным Всемирного банка сегодня приблизительно 128 миллионов человек (23,2 процента населения) в Латинской Америке живут в бедности (то есть менее чем на 2 доллара США в день), из них 50 миллионов (9,5 процентов) живут в условиях крайней бедности (менее чем на один доллар в день). В связи с этим, важнейшей составляющей экономической и политической стратегии левых является борьба за социальную справедливость (понимаемую, прежде всего, как справедливое распределение доходов), сокращение числа людей, живущих за чертой бедности.
Левые режимы можно четко разделить на два «крайних» полюса и «промежуточную группу». На одном полюсе – Венесуэла, Боливия, возможно, Эквадор как олицетворение радикальных режимов (с незримым присутствием и влиянием Кубы), на другом – Чили как воплощение социал-демократического режима европейского типа с рыночной экономикой, опорой на средний класс, отсутствием официального антиамериканизма. Остальные страны региона находятся между этими двумя полюсами, находясь по разным показателям ближе к одному или к другому (чаще всего основным показателем такого «отклонения» считают позицию в отношениях с США).
И. Валерстайн выделяет 4 разных типа подтверждений того, что Латинская Америка действительно продвинулась влево. Первое – то, что все эти правительства попытались в той или иной степени отдалиться от США. Вторым показателем левой направленности стало увеличение политического веса и силы движений местного населения по всей Латинской Америке – особенно это заметно в Мексике, Эквадоре, Боливии и Центральной Америке. Третьим показателем стало то, что возродилась «теология освобождения». Наконец, Бразилия в последнее время предпринимает попытки стать лидером регионального южноамериканского блока. В контексте процесса создания многополярного мира образование таких региональных зон уменьшает влияние не только США, но и в целом севера (в противостоянии «север-юг»).
Латинская Америка начинает играть все большую роль в мировой торговле. Доля этого региона в мировом экспорте увеличилась с 3,5 до 5 с лишним процентов, причем половина всего экспорта идет в США.
Однако если брать чисто количественные показатели, то военные расходы стран Латинской Америки выросли с 16 до 26 млрд. долл., т.е. возрос ее удельный вес в мировых военных расходах. Регион становится одним из наиболее притягательных рынков для международных торговцев оружием. И здесь Вашингтон проявил достаточно важную инициативу, снимая те ограничения, которые существовали на протяжении многих лет на поставки новейших вооружений в этот регион.
В «A National Security Strategy for the New Century» (2002 г.), сказано:
«Our hemisphere entered the twenty-first century with an unprecedented opportunity to secure a future of stability and prosperity—building on the fact that every nation in the hemisphere except Cuba is democratic and committed to free market economies…Sub-regional political, economic and security cooperation in North America, the Caribbean, Central America, the Andean region and the Southern Cone have contributed positively to peace and prosperity throughout the hemisphere… U.S. strategy is to secure the benefits of the new climate in the hemisphere while safeguarding the United States and our friends against these threats».
«Наше [западное] полушарие вошло в XXI век с беспрецедентной возможностью установить стабильное и богатое будущее, основанное на том факте, что каждая страна в регионе, кроме Кубы, является демократической и подчиняется законам свободной рыночной экономик. Региональное политическое, экономическое сотрудничество, так же, как и сотрудничество в области региональной безопасности в Северной Америке, Карибском бассейне, Центральной Америке, Андском регионе и Южной Америке уже внесло ощутимый вклад в дело мира и процветания всего региона. Стратегия США направлена на закрепление нового климата в регионе и защиту США и их друзей от этих угроз» (угрозы, упомянутые в документе – борьба с коррупцией и наркотиками).
Администрация США осознает, что сегодня в целях сохранения своих ведущих позиций в регионе к латиноамериканским странам необходимо относиться как к равноправным партнерам. Активность США в насильственном распространении демократии в регионе, не взирая на желания самих этих народов, уменьшается.
Важно, что в США достаточно хорошо понимают истоки антиамериканских настроений как во всем мире, так и в латиноамериканском регионе в частности.
Внимание США сегодня главным образом акцентируется на антинаркотических и контртеррористических направлениях - в Андском регионе, а также развитием свободной торговли. В июне 2002 США и другие члены Организации Американских Государств подписали Межамериканскую Конвенцию против Терроризма.
В торговой сфере США осуществляют различные программы под эгидой Агентства Международного Развития (USAID). Оно активно спонсирует образование, здравоохранение, экологию и прочие отставшие отрасли.
В данный момент США проявляют всё большую обеспокоенность проблемами производства наркотиков в Андской Области. В течение более чем двух десятилетий, американская политика в этом регионе сосредоточились почти исключительно на усилиях по противонаркотическим акциям (то есть, борьба с культивированием листа коки и его преобразованием в кокаин). Отмечается 15% понижение культивирования коки в Колумбии, однако, с 2002 его вновь начали выращивать в Боливии и Перу. Некоторые чиновники Администрации полагают данную помощь бесполезной.
С тех пор, как в январе 1994 заключено Североамериканское Торговое Соглашение (NAFTA) Администрация решила создать подобный же формат в отношении Латинских стран. В ходе многолетних переговоров получилось три проекта, находящиеся сейчас в разной степени готовности.
США-Чили FTA. 11 декабря 2002 после двух лет и 14 раундов переговоров, это соглашение о Свободной Торговле (Free Trade Agreement) является, вероятно, самым быстрым. В соответствии с договорённостью 85% потребительских и промышленных товаров не подлежат таможенному обложению. Также, 75% тарифов на сельскохозяйственные товары и автомобильные налоги должны быть устранены в пределах первых четырёх лет.
США-Мезоамерика FTA. 8 января 2003, Администрация Буша объявила, что Соединенные Штаты начали договариваться о FTA с пятью Центральноамериканскими странами-участниками Общего рынка (SASM) - Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, и Никарагуа. Первый из девяти намеченных раундов переговоров начался 27 января 2003 в Сан-Хосе (Коста-Рике), и обе стороны выразили оптимизм, что соглашение может быть заключено к концу года.
Однако, несмотря на все усилия Администрации, регулярные визиты президента США в страны региона (Дж. Буш за 8 лет своего президентства побывал там 9 раз), влияние США падает. В Венесуэле, Боливии, Эквадоре и Никарагуа к власти пришли левые режимы, а правительства большинства других стран Латинской Америки если не поддерживают антиамериканизм открыто, то уж точно не являются союзниками США. Практически все визиты президента Дж. Буша сопровождались крупными акциями протеста.
Новый президент США, Б. Обама обещает открыть новую страницу в отношениях с Латинской Америкой. Так, например, на встрече с лидером Мексики Фелипе Кальдероном в Институте культуры Мексики в Вашингтоне он заявил: «Несмотря на то, что в последние годы отмечались напряженные отношения между США и Латинской Америкой, предстоящие годы моего президентства откроют новую страницу, новую главу сотрудничества с этим регионом»
- 18 Февраля 2011 г.
- Вопрос 1: Каковы основные причины появления Североамериканской ассоциации свободной торговли?
- Вопрос 2: Чем объясняются оппозиционные настроения новых левых лидеров Латиноамериканских стран по отношению к сша с позиций их внешнеэкономической политики?
- 19 Апреля в Порт-оф-Спеин завершился Пятый саммит стран американского континента.
- 2.2 Политика стран Латинской Америки в отношении сша
- Библиографический список