Причины инфляции
Инфляция связана с неравновесием на различных рынках и может быть вызвана различными причинами.
Во-первых, инфляцию вызывает несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит покрывается эмиссией денег (выпуском), масса денег в обращении растёт.
Во-вторых, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга, для покрытия которого государство печатает новые деньги. Также военные ассигнования создают дополнительный платёжеспособный спрос, что ведёт к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
В-третьих, общее повышение уровня цен в стране связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в ХХ веке. Современный рынок – это рынок несовершенной конкуренции. Несовершенный конкурент обладает известной степенью власти над ценой. Несовершенный конкурент стремится поддерживать высокий уровень цен, с целью чего сокращает производство товаров, ограничивает приток новых товаропроизводителей.
В-четвёртых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны всё большим втягиванием её в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Например, энергетический кризис 1973 года вызвал рост цен на импортируемую нефть. Цены на другие товары также выросли.
В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие учёные в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчёркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая задача антиинфляционной политики.
В-шестых, причиной инфляции является сокращение реального объема национального производства. Оно может быть обусловлено ростом заработной платы, ведущим к повышению издержек производства, циклическим спадом в экономике, структурной перестройкой промышленности, разрывом хозяйственных связей и т. д.
Сокращение реального объема производства при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг противостоит прежнее количество денег. Однако эта причина по сравнению с первыми двумя не играет существенной роли в инфляционном процессе. Так, если в России за 1990-е гг. производство сократилось примерно в 2 раза, то рост уровня цен в течение этого периода составил тысячи процентов. Значит, основная причина инфляции — рост денежной массы и скорости обращения денег. Он вызывает так называемую инфляцию спроса. Падение производства обусловливает инфляцию издержек.
Каков механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий? Дело в том, что люди сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения номинальной зарплаты и тем самым подталкивают текущий спрос к расширению. Расширение текущего спроса способствует росту цен. Сбережения и кредитные ресурсы сокращаются, что сдерживает рост инвестиций, а, следовательно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат – общее повышение цен.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после Второй мировой войны в западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цены – заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.
В бывшем СССР, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно–административной системы. Советской экономике была присуща чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высокая степень монополизации производства, распределения и денежно–кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы и другие особенности.
Известный экономист В. Новожилов отмечал, что сложность проблемы инфляции и вместе с тем её «ахиллесова пята» – в том, что приспособить количество денег к количеству товаров необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желательном размере не столь сложно и – главное – практически ничего не стоит. Это является огромным искушением для тех, кто обладает правом создавать деньги. Личный интерес каждого, кто создаёт «нематериальные» деньги, создавать их всё больше и больше; для денег нет предела насыщения, для них нет предела перепроизводства. Правда, продолжал Новожилов, при избытке деньги обесцениваются, но зато они и ничего не стоят. И если все народное хозяйство от избытка денег не выигрывает, то эмитент получает вполне реальное приращение богатства, источником которого является ущерб тех, кто находится далеко от эмиссии.
Поскольку инфляцию можно определить как дисбаланс между спросом и предложением, то инфляционные процессы формируются или со стороны спроса, или со стороны предложения. Таким образом, основными источниками инфляции являются спрос и предложение. Инфляция, инспирированная спросом, называется инфляцией спроса, а инфляция, инспирированная предложением, называется инфляцией предложения (или инфляцией издержек).
Инфляция – дисбаланс между спросом и предложением. |
При инфляции спроса нарушение соотношения между предложением и спросом идёт со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся из-за роста заработной платы в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены.
В целом, инфляция спроса определяется следующими факторами:
- среднегодовыми темпами роста экономики;
- положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;
- динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;
- способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.
Инфляция спроса – рост общего уровня цен, вызванный тем, что уровень совокупного спроса превышает уровень совокупного предложения в экономике данной страны. |
Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырьё, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для покупателя товар служит ресурсом для последующего производства, издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм.
В целом, инфляция издержек определяется следующими факторами:
- наличием диспропорций и «узких мест» в производстве (структурная инфляция);
- изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации;
- нарушением или срывом (шоком) предложения;
- ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.
Инфляция издержек – рост общего уровня цен в результате уменьшения совокупного предложения вследствие повышения заработной платы и цен на сырье. Сопровождается сокращением реального объема производства и занятости. |
Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны, как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсаций денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг, так называемая инфляционная спираль: рост цен вызывает требования повышения доходов населения. А рост заработной платы приводит к росту издержек предпринимателей, а значит и цен на товары.