Бюджет развития вселяет надежду, но...
Отрадно, что в нынешнем варианте меры государственной инвестиционной политики предусмотрены в основном в связи с планируемым с 1997 года Бюджетом развития. Примечателен сам факт выделения в федеральном бюджете специального раздела, расходные статьи которого предназначены исключительно для инвестиций и не зависят от исполнения текущего бюджета. Государство создает отдельный финансовый контур для запуска инвестиционного механизма. Эту идею следует всецело поддержать.
Однако более детальное ознакомление с планируемым механизмом действия самого Бюджета развития, анализ источников его доходной части и проекта закона «О Бюджете развития», к сожалению, не оставляют места для особого оптимизма и вызывают много вопросов и сомнений.
Во-первых, очевидно, что сама идея Бюджета недостаточно проработана. В среднесрочной программе положения о нем больше похожи на формальный договор о намерениях, чем на реально работающую схему.
Во-вторых, и это главное, реальных средств на Бюджет не выделено. Из содержащейся в программе таблицы, названной почему-то «Направления использования инвестиционных средств», следует, что основной источник средств Бюджета в 1997 году - предполагаемые иностранные инвестиционные кредиты, то есть источник весьма гипотетический. И уж совсем гипотетическим выглядит 71 трлн.рублей, которые Бюджет развития «как минимум» должен индуцировать. В проекте закона «О Бюджете развития» источники формирования его доходной части прописаны достаточно подробно. Но они все не могут быть сразу задействованы - для отработки механизма аккумуляции средств через эти источники потребуется немало времени и усилий, а для применения некоторых из них нужно будет вносить изменения в действующее законодательство.
В-третьих, очень смутно прописано, кто и на каких условиях будет управлять Бюджетом развития. В программе лишь говорится о некой структуре, которой будет выделено 5 трлн.рублей собственных средств и которая якобы сможет нарастить свои пассивы до 60 трлн.рублей.
Из проекта закона «О Бюджете развития» следует, что такой структурой должно стать Агентство экономического развития Российской Федерации на правах специализированного государственного учреждения с функциями кредитно-финансовой организации. Фактически речь идет о создании специального государственного банка проектного финансирования с широкими полномочиями.
Идея представляется весьма интересной и логичной, если государство действительно полно решимости активно, комплексно и систематически участвовать в инвестиционном процессе. Но, учитывая большую значимость этого вопроса, нельзя допустить поспешности и непродуманности. Не решив старых проблем, можно породить новые и создать орган, вся деятельность которого может свестись к дискредитации здравой идеи.
Уже имеется опыт создания двух похожих структур, которым предвещали большое будущее на ниве оживления инвестиционной деятельности в стране. Однако ничего сколь-нибудь ощутимого не получилось. Нет никаких гарантий, что это удастся сделать сейчас. Только цена ошибки может быть гораздо большей, учитывая грандиозность замыслов по созданию Агентства экономического развития, масштабность его функций и полномочий.
Следует очень внимательно и взвешенно подойти к вопросу об управлении Бюджетом развития. Эту проблему надо обсудить с участием широкого круга заинтересованных лиц - Правительства, Центробанка, крупных банков и предприятий, банковских объединений, представителей регионов, иностранных инвесторов. Все наиболее важные потенциальные участники инвестиционного процесса должны увидеть свое место в предлагаемой схеме. Пока же она недостаточно проработана.
С учетом всех перечисленных обстоятельств полагаю, не будет большим открытием, что в 1997 году Бюджет развития, скорее всего, реально работать не будет и полагаться на него как на локомотив инвестиций не приходится. Хорошо, если бы он смог дать какие-то результаты в 1999-м или 2000 году. Поэтому приходится констатировать, что среднесрочная программа в ее нынешнем виде по совокупности характеристик, к сожалению, не дает реальных надежд на ощутимое инвестиционное оживление и переход к устойчивому экономическому росту в рамках рассматриваемого периода.
- Мурычев Александр Васильевич «Российские банки: трудный опыт становления» оглавление
- Глава I. Проблемы выживания и развития банковской системы России. 3
- Глава I. Проблемы выживания и развития банковской системы России.
- Актуальные проблемы банковского обслуживания реального сектора экономики. А. В. Мурычев
- Банковская сфера в ожидании новой экономической политики а.В. Мурычев, с.В. Фатеев
- Основные проблемы и тенденции развития глазами банкиров
- Возможности выхода из кризиса
- В поисках альтернативы а.В. Мурычев, с.В. Фатеев
- Выбор невелик...
- ...Но варианты есть
- Путь из кризиса лежит через промышленность а.В. Мурычев, с.В.Фатеев
- «Живая и мертвая вода» для производства
- Восстановленные сбережения помогут экономике
- Вопросы налогообложения кредитных организаций в условиях кризиса
- Бюджет 1999 года
- Источники инвестиций и ресурсы банковской системы
- Реструктуризация банковской системы
- Реформа налогообложения кредитных организаций
- Задача - выжить а.В. Мурычев
- Глава II. Региональные банки: проблемы, трудности, пути развития.
- Региональные банки:
- Выжить, чтобы помочь стране.
- А. В. Мурычев
- Региональные банки
- И проблемы кредитования
- Реального сектора экономики
- А.В. Мурычев
- Региональные банки. Опора на собственные программы оздоровления а.В. Мурычев
- Проблемы активизации кредитной и
- Инвестиционной деятельности опорных
- Региональных банков
- А.В. Мурычев
- На первом этапе - конкретика На втором - инвестиции а.В. Мурычев
- Возможности для реструктуризации
- Роль и место региональных банков
- Новое качество региональных банков
- Региональные банки и Российский банк развития
- Глава III. Формирование механизма стимулирования инвестиционного процесса. Декларациями сыт не будешь а. В. Мурычев
- Бюджет развития вселяет надежду, но...
- Инвесторам необходимы стимулы
- О создании механизма
- Инвестиционного оживления
- В секторе реальной экономики
- А. В. Мурычев
- «Инвестиционное сознание» - условие развития а. В. Мурычев
- Роль российских банков в стимулировании экономического роста а.В. Мурычев
- Реструктуризация банков и инвестиции а.В. Мурычев
- Банк реконструкции и развития а.В. Мурычев
- Бюджетный федерализм и банковская система