Тема 22. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
1. Сходство полиполии с совершенной конкуренцией и монополией
2. Специфические особенности полиполии
3. Максимизация прибыли в условиях полиполии
1. Сходство полиполии с совершенной конкуренцией и монополией. Монополистическая конкуренция (полипо-лия) – рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Она одновременно похожа и на монополию, и на совершенную конкуренцию, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, а в длительном – как совершенный конкурент.
2. Специфические особенности полиполии. Свойства монополистической конкуренции приводят к следующим результатам: в долгосрочном периоде из-за низких барьеров фирмы могут входить в рынок, если там есть сверхприбыль, и покидать его в случае убытков. Вследствие этого на рынке возникает ситуация, присущая совершенной конкуренции. Но полиполист в этой ситуации ведет себя иначе и все равно получает сверхприбыль, так как у него в отличие от совершенного конкурента:
а) имеются избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства;
б) предельные издержки не равны цене.
Именно вследствие этих двух отличий монополистический конкурент в долгосрочном периоде подобен, но не идентичен совершенному конкуренту.
3. Максимизация прибыли в условиях полиполии. Максимизацию прибыли монополистический конкурент осуществляет в рамках общего правила для несовершенной конкуренции MC= MR<Pс той особенностью, что цену на свой товар он устанавливает плавающей в определенном диапазоне. За пределами диапазона – крайние точки: слева – монополия, справа – совершенная конкуренция.
Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.
На графике можно отследить этот процесс (рис. 22.1).
Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции, полипо-листы очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис. 22.2).
В целом монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная, так как здесь предельные издержки ниже рыночной цены, что ведет к изъятию части «излишка потребителя» в пользу продавца.
Рис. 22.1.Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
QE– равновесный объем товара на рынке; D– кривая спроса; MR – линия предельного продукта; ATC – средние общие издержки; MC – предельные издержки; PE1– цена монополии; PE2– цена совершенной конкуренции при «предельной» фирме.
Рис. 22.2.Формы неценовой конкуренции
Рис. 16.1. Изокванты продукта
a, b, c, d – различные комбинации; y, y1, y2, y3 – изокванты продукта.
Рис. 16.2. Виды изоквант
Изокванты могут иметь различный вид:
а) линейный – когда предполагается полная замещаемость одного фактора другим;
б) в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно;
в) ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов;
г) гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства (рис. 16.2).
2. Предельная норма технического замещения ресурсов. Сдвиг изокванты возможен под влиянием роста привлекаемых ресурсов, технического прогресса и часто сопровождается изменением ее наклона. Этот наклон всегда определяет предельную норму технического замещения одного фактора другим (МRТS).
Предельная норма технического замещения одного фактора другим представляет собой величину, на которую может быть сокращен один фактор за счет использования дополнительной единицы другого фактора при неизменном объеме производства.
Таким образом, при олигополии у фирм возникают несовместимые стремления, с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, можно получить дополнительный доход, с другой стороны, победив конкурентов (а их немного), можно получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.
Вследствие этого поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:
– графиком ломаной кривой спроса;
– моделью сговора;
– лидерством в ценах;
– соблюдением принципа «издержки плюс».
2. График ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста. График ломаной кривой спроса характеризует поведение олигополистов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя.
Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают оли-гополисту, что в случае снижения цены его конкуренты поступят так же, как он, а в случае повышения – останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода MRимеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением общего условия MC= MR<Р, но с особенностями в MR(у полиполиста особенности были в цене).
График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «нулевой» прибыли.
3. Картель. Типичной моделью сговора является картель. Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.
Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если для них это будет более выгодным, противопоставить себя другим членам картеля. Поэтому картель часто называют квазимонополией (подобием монополии).
4. Ценообразование вслед за лидером. Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фир-ма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее.
Вместе с тем лидерство в ценах вовсе не исключает жесткой борьбы между самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, описываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.
5. Принцип «издержки плюс». Принцип «издержки плюс», или накидка к цене, широко применяется олигопо-листами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «лидерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, производящих не один продукт, а большое количество различных товаров.
При ценообразовании по данному принципу вычисляются издержки олигополиста на единицу продукции при некотором желательном (планируемом) объеме производства и добавляется накидка в размере определенного процента. В результате получается рыночная цена.
- Салов а.И. Экономика Конспект лекций
- Оглавление
- Тема 2. Потребности как основной мотив деятельности людей
- Тема 3. Ресурсы хозяйственной деятельности
- Тема 4. Экономический выбор и границы производственных возможностей
- Тема 5. Экономические отношения между людьми
- Тема 6. Виды и модели экономических систем
- Тема 7. Эволюция идей в теоретической экономической науке
- Тема 8. Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов
- Тема 9. Рынок как экономическая категория
- Тема 10. Спрос и предложение
- Тема 11. Поведение продавцов и покупателей на рынке
- Тема 12. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности
- Тема 13. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
- 2. Кривые Энгеля. Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик х. Энгель, поэтому ее графическое отображение названо кривые Энгеля (рис. 13.2).
- Тема 14. Эластичность спроса и предложения
- Тема 15. Закон убывающей предельной производительности
- Тема 16. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба
- Тема 17. Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Тема 18. Издержки производства: их виды, динамика
- 18.3. Средние издержки фирмы
- Тема 19. Выручка и прибыль
- Тема 20. Принципы максимизации прибыли
- Тема 21. Рыночная власть: монополия
- Тема 22. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
- Тема 24. Антимонопольное регулирование рынка
- Тема 25. Спрос на факторы производства
- Тема 26. Рынок труда
- Тема 27. Заработная плата и занятость
- Тема 28. Рынок капитала
- Тема 29. Процентная ставка и инвестиции
- Тема 30. Рынок земли
- Тема 31. Земельная рента
- Тема 32. Общее равновесие и благосостояние
- Тема 33. Распределение доходов и неравенство
- Тема 34. Внешние эффекты и общественные блага
- Тема 35. Национальная экономика как целое
- Тема 36. Кругооборот доходов и продуктов
- Тема 37. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Тема 38. Национальный доход
- Тема 39. Располагаемый личный доход
- Тема 40. Индексы цен
- Тема 41. Безработица и ее формы
- Тема 42. Инфляция и ее виды
- Тема 43. Цикличность экономического развития
- Тема 44. Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве
- Тема 45. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 45.1.Кривая совокупного спроса
- Тема 46. Стабилизационная политика
- Тема 47. Потребление и сбережения
- Тема 48. Функциональная роль инвестиций в экономике
- Тема 49. Теория мультипликатора
- Тема 50. Государственный бюджет и налоги
- Тема 51. Бюджетно-налоговая политика
- Тема 52. Деньги и их функции
- Тема 53. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Тема 54. Равновесие на денежном рынке
- Тема 55. Банковская система
- Тема 56. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики
- Тема 57. Экономический рост и развитие
- Тема 58. Международные экономические отношения
- Тема 59. Внешняя торговля и торговая политика
- Тема 60. Платежный баланс
- Тема 61. Валютный курс
- Литература