Материалы лекции. Параметрический критерий Стьюдента для сравнения независимых выборок
Назначение критерия
Критерий Стьюдента применяется:
А) для сравнения любых двух параметров распределений или проверки гипотез о случайности различий между параметрами (Н0);
Б) для интервального оценивания (является ли параметр, полученный на выборочной совокупности, параметром генеральной совокупности);
В) для оценки статистической значимости мер связи (коэффициентов корреляции).
Ограничения в использовании критерия:
Критерий Стьюдента применяется для сравнения параметров признаков, измеренным по интервальной или пропорциональной шкалам.
Распределение признака должно быть нормальным.
Ограничений по объему выборки нет
Алгоритм расчета критерия для независимых выборок:
Для каждой выборки отдельно рассчитываются параметры распределений. Таким образом, мы имеем:
— среднее арифметическое значение признака в выборке 1;
— среднее арифметическое значение признака в выборке 2;
σ1 — стандартное отклонение признака в выборке 1;
σ2 — стандартное отклонение признака в выборке 2;
N1 — объем (количество испытуемых) выборки 1;
N2 — объем (количество испытуемых) выборки 2.
А) Выборки разного объема N1≠ N2
2) Вычисляется величина, характеризующая различия изменчивости результатов в двух выборках:
3) Находим расчетное (эмпирическое) значение критерия Стьюдента по следующей формуле:
4) Для того, чтобы найти по таблице критических значений табличное значение критерия, находим число степеней свободы по формуле:
Б) Выборки одинакового объема N1= N2 = N (после расчета параметров распредлений можно сразу вычислить расчетное значение критерия)
2) Находим расчетное (эмпирическое) значение критерия Стьюдента по следующей формуле:
3) Для того, чтобы найти по таблице критических значений табличное значение критерия, находим число степеней свободы по формуле:
В) Правило вывода (правило принятия решения)
Критические (табличные) значения критерия Стьюдента находятся по таблице критических значений для этого критерия в зависимости от числа степеней свободы.
Если , то Н0 отвергается, то есть сравниваемые параметры (средние арифметические в данном случае) статистически различаются.
Если < , то Н0 принимается, то есть сравниваемые параметры (средние арифметические в данном случае) статистически не различаются.
Возможны случаи, когда значимость различий между средними обусловлена не различием средних арифметических генеральных совокупностей, а различием их дисперсий. Результат сравнения средних в этом случае будет искажен. Поэтому при использовании критерия Стьюдента для сравнения средних арифметических рекомендуется всегда оценивать и расхождение между дисперсиями.
Сравнить дисперсии можно двумя способами:
А) для нормальных распределений большого объема можно использовать критерий Стьюдента и оценить различия между стандартными отклонениями.
,
где σ1 и σ2 — стандартные отклонения 1-й и 2-й выборок;
N1 и N2 — число испытуемых в 1-й и 2-й выборках.
Правило принятия решения:
Если , то различия между дисперсиями статистически значимы. Если , то дисперсии статистически не различаются.
Б) Для малочисленных выборок из нормально распределенной генеральной совокупности используется параметрический критерий Фишера.
Назначение критерия
Критерий Фишера применяется:
а) для сравнения двух дисперсий;
б) для проверки гипотезы о значимости коэффициентов детерминации;
в) для проверки гипотезы об однородности ряда средних арифметических значений.
Ограничения в использовании критерия: критерий применяется для сравнения признаков, измеренных в интервальной или пропорциональной шкале.
Критерий Фишера рассчитывается по следующей формуле:
,
где σ1 и σ2 — стандартные отклонения 1-й и 2-й выборок;
D1 и D2 — дисперсии в 1-й и 2-й выборках.
В формуле критерия Фишера в числитель дроби всегда ставится большая величина, то есть σ1 > σ2 или D1 > D2.
Правило принятия решения:
Расчетное значение критерия Фишера необходимо сравнить с критическим (табличным) значением (см. таблицу критических значений критерия Фишера), которое находится в зависимости от двух значений — числа степеней свободы для каждой выборки. Число степеней свободы находится по следующим формулам:
ν1 = N1 – 1 и ν2 = N2 – 1
Если Fрасч. > Fкритич., то различия между дисперсиями статистически значимы. Если Fрасч. ≤ Fкритич., то дисперсии статистически не различаются.
Статистически значимое различие дисперсий указывает на то, что генеральные совокупности, из которых взяты выборки, также имеют разные дисперсии. В этом случае рекомендуется при сравнении средних арифметических значений с помощью критерия Стьюдента вводить в критерий поправку по Снедекору.