4. По способам и видам торговли
Это наиболее широкая классификация рынков по многим признакам: по способу, форме и объему продажи благ, а также форме их оплаты.
1. По способу продажи товаров и услуг различают рынки:
- прямой, непосредственной продажи потребителям;
- косвенной, опосредованной продажи.
В первом случае производитель товара продает его непосредственно потребителю через сеть фирменных магазинов.
Например, телевизионный, автомобильный заводы и молочный комбинаты имеют собственные торговые площади для продажи выпущенной продукции. На таком рынке производитель и продавец выступают в одном лице.
Во втором, наиболее распространенном случае, между производителем и потребителем стоит один или несколько торговых посредников. В роли такого посредника выступает торговля как особый вид экономической деятельности. Торговые посредники имеют значительное влияние на рынке. Они помогают производителям продать товары, освобождая его от хлопот по транспортировке, хранению, складированию и реализации товаров. Посредники осуществляет рекламу товаров, их продажу, доставку и гарантийное обслуживание. Таким образом, рыночный процесс можно представить в виде цепочки: «производитель — торговый посредник — потребитель».
Государство также может выступать в роли посредника, например, при продаже энергоресурсов: нефти, газа, электроэнергии на внешнем рынке. Кроме того, государство является владельцем некоторых торговых организаций внутри страны, от которых оно получает доходы в муниципальный и федеральный бюджеты.
2. По форме оплаты товара различают рынки:
- продажи за наличные деньги;
- продажи по безналичному расчету.
На рынке непосредственной продажи: в магазинах, на продовольственных и вещевых рынках, оплата товара производится за наличные деньги. Кроме денег, в качестве платежных средств могут использоваться денежные чеки, пластиковые карточки. Продажа за безналичные деньги имеет место, когда покупка оплачивается по платежному поручению. В этом случае банк снимает со счета покупателя указанную сумму денег и переводит ее на счет продавца. Это наиболее распространенная форма оплаты товаров и услуг, приобретенных предприятиями и организациями.
3. По форме продажи товаров. Существуют рынки продажи товаров в кредит, или рассрочку, их оплата производится по частям оговоренные обязательством сроки. До сих пор сохранилась форма продажи товара в обмен на другие блага. Она называется «бартер». Предоставление товаров на прокат за определенную плату можно назвать продажей на определенный срок. Широкое распространение получила форма продажи товаров под залог личного имущества покупателя. Например, в ломбарде покупатель закладывает продавцу свои вещи, а затем их выкупает. Существует и комиссионная форма торговли товарами, убывшими в употреблении.
4. По характеру и объему продаж рынки делятся на розничные и оптовые. Рынок оптовой торговли представлен оптовой базой, биржей, ярмаркой. Они осуществляют покупку товаров крупными партиями с целью перепродажи торгующим организациям. Организации оптовой торговли имеют склады для длительного хранения и транспорт для доставки товаров в розничную сеть. Рынок розничной торговли представлен сетью магазинов, продовольственных и вещевых рынков, торговых палаток, в которых осуществляется непосредственная продажа товаров покупателям, преимущественно мелкими партиями или поштучно в целях потребления.
- Экзаменационные вопросы (экономическая теория)
- Общественное производство и его факторы.
- Классификация экономических ресурсов.
- Экономические системы.
- Экономическая мысль древнейших времен (Платон, Ксенофонт, Аристотель).
- 2. Взгляды Платона
- 3. Взгляды Аристотеля
- Первые экономические школы (меркантилисты и физиократы).
- Трудовая теория стоимости.
- Развитие форм стоимости и возникновение денег.
- Кругооборотов ресурсов и доходов в смешанной экономике.
- Стоимость, полезность, цена.
- Теория предельной полезности (кардиналистский подход).
- Теория предельной полезности (ординалистский подход).
- Принцип ограниченности экономических ресурсов
- Функции денег. Денежные агрегаты.
- Функция денег как средство платежа. Кредитные деньги.
- Классификации рынка.
- По роли субъектов рынка
- 2. По отраслям производства
- 3. По степени государственного регулирования
- 4. По способам и видам торговли
- 5. По характеру связи между рынками
- 6. По степени легальности
- Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
- 2.2 Несовершенная конкуренция
- Функции рынка. Преимущества и недостатки рынка.
- Преимущества и недостатки рынка.
- Виды денег и их функции.
- Виды денег
- Образование и виды монополий.
- Характеристика спроса.
- Характеристика предложения.
- Рыночное равновесие.
- 4. Модели равновесия Вальраса и Маршалла, их характеристика
- Издержки производства и прибыль.
- Понятие и типы воспроизводства.
- Теория воспроизводства ф. Кенэ.
- Проблемы воспроизводства в классической политической экономии.
- Воспроизводство в теории Дж. Кейнса.
- Показатели общественного воспроизводства.
- Показатель ввп (внп) и методы его расчета.
- 2. Методы расчета валового внутреннего продукта
- Показатели экономического роста.
- Экономический рост и его типы.
- Факторы экономического роста.
- Экономический (промышленный) цикл и его фазы.
- Экономические циклы характеризуются следующими важными показателями:
- В структуре цикла выделяют 4 стадии (или фазы):
- Причины циклического развития экономики.
- Показатели экономического цикла.
- Условия равновесия при простом воспроизводстве.
- Причины государственного регулирования экономики.
- Бюджетно-налоговая политика государства.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Спрос на деньги и их предложение.
- Классические теории международной торговли.
- Инфляция и безработица.
- 3 Инфляция. Виды инфляции.
- Экономическая интеграция.
- Причины и предпосылки интеграционных процессов
- Формы международной торговли. Тнк и их роль в мировом экономическом развитии.
- Конкурентные преимущества тнк:
- Отрицательные проявления деятельности тнк
- Положительные и отрицательные стороны таможенной политики.