logo
Мировая экономика Учебное пособие / Глава 11 Междунар рынок раб силы

11.4. Регулирование международных миграционных процессов

Рассмотренные выше негативные по­следствия международной миграции рабочей силы и высо­кий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.

Государственная миграционная политика — это целенап­равленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабо­чей силы призвано защищать интересы трудящихся-миг­рантов, национальных работников, а также должно обеспе­чивать взаимную защиту интересов самих стран − экспортеров и импортеров рабочей силы

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

1. Политика, базирующаяся на ограничении срока пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции.

При ограничении срока пребывания в стране члена семьи иммигранта не имеют прав на въезд.

2. Политика, разрешающая пребывание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Выбор той или иной формы иммиграционной политики государства зависит от экономической ситуации в стране, состояния национального рынка труда, демографической ситуации.

Иммиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах; деятельность международных экономических организаций, таких как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и другие.

Выводы

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции.

Международная миграция – явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки между-народных мигрантов вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным делом.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы образующих миграцию рабочей силы.

Внешняя миграция рабочей силы − перемещение населения через государственную границу для работы по трудовому контракту с работодателем другой страны.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства.

Для любого государства, в котором имеют место процессы эмиграции и иммиграции, важно наладить периодический мониторинг данных, характеризующих количественные и качественные стороны этих процессов и прежде всего квалификационный состав тех, кто въезжает и кто выезжает из страны. Это поможет объективно оценивать последствия миграции для развития национальной экономики, вовремя выявлять неблагоприятные тенденции.

Институты, призванные профессионально заниматься управлением в этой области государственной деятельности, должны постоянно отслеживать миграционные потоки, добиваться равновесного притока квалифицированного труда и прямых иностранных инвестиций.

Чрезмерный приток преимущественно неквалифицированного и дешевого труда неизбежно приводит к замещению капитала трудом и оттоку капитала из национальной экономики, снижению темпов и качества экономического роста и среднего уровня оплаты труда. К тому же это ведет к увеличению нагрузки на государственный бюджет и, как следствие, к необходимости увеличивать налоги. Реэммиграция же, как правило, повышает качество труда в странах-экспортерах и в странах-импортерах.

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграция и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика – это политика госу-дарства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны и в нее. Различают как эмиграционную, так и иммиграционную политику государства.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя двусторонние и многосторонние между-народные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах, а также деятельность международных экономических организаций, таких как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по миграции и другие.