8.5. Общественный выбор и государственные решения
Экономисты отнюдь не переоценивают роль правительства в экономике. Правительство может принимать неверные решения или осуществлять верные действия несоответствующим образом.
Эти положения являются сферой исследования теории общественного выбора. Теория общественного выбора описывает, каким образом правительство принимает решения относительно налогов, расходов, регулирования и других политических вопросов. Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Коллективные решения являются принудительными, по сравнению с частными решениями.
Коллективные решения могут быть разделены на три основных категории – вредоносные, перераспределяющие и эффективные:
вредоносные – имеют место тогда, когда правительство предпринимает шаги, которые наносят вред всем членам общества. Если стратегия правительства ведет в развязке ядерной войны, то, очевидно, что в выигрыше не останется никто;
перераспределяющие – общество может поднять налоги для одной группы людей, чтобы принести прибыль другим, или наложить тариф на какой-то продукт, что будет благоприятным для факторов производства в данной промышленности, но принесет вред потребителям;
эффективные – то есть вести к увеличению удовлетворения всех членов общества. Такие действия делают всех богаче и никого – беднее. Примером могут служить: правительственная поддержка новых научных изобретений или помощь в осуществлении мероприятий по охране здоровья населения.
Коллективные решения принимаются в основном правительством.
В рамках теории общественного выбора для объяснения процесса выбора рассматриваются различные формы правления, существующие в той или иной стране.
Единодушие
Многие социальные деятели и экономисты подчеркивают преимущества решений, принятых при всеобщем согласии и единодушии. При этом подходе необходимо, чтобы все и каждый были согласны с принятым коллективным решением.
Ни одно решение не может быть принято без согласия каждого члена общества, что означает, что все решения должны повышать доход каждого члена общества. Избирательная система, основанная на единодушии, будет гарантировать, что все принятые решения будут эффективными. Кроме того, так как каждый избиратель согласен с любым решением, при такой системе не будет принуждения меньшинства большинством.
Но всеобщее согласие требует огромной энергии и значительного времени. Избирательная система, основанная на единодушии, настолько бы увязла в бесконечных переговорах и отсрочках, что практически ни одно решение не могло бы быть выполнено. При управлении по принципу единодушия вероятно сохранение равновесия, независимо от того, благоприятно оно или нет.
Правило большинства
Практически все демократические органы власти при принятии решений основываются на правиле большинства.
Закон или правило считается принятым только тогда, когда за него проголосовало более половины избирателей.
Свойства правила большинства:
правило большинства не гарантирует эффективности;
правило большинства может привести к «тирании большинства». Большинство может вынуждать меньшинство принять его политическую волю с помощью дискриминации, перераспределения дохода или жестоких законов. В условиях единодушия такая тирания невозможна.
Парадокс голосования
Парадокс голосования иллюстрирует ситуацию, в которой, несмотря на голосование избирателей, приоритетность выбора не выявляется.
Таблица 21
«Парадокс голосования»
Общественный выбор | Первый избиратель | Второй избиратель | Третий избиратель |
1-ый товар | 2 | 1 | 3 |
2-ой товар | 3 | 2 | 1 |
3-ий товар | 1 | 3 | 2 |
Допустим, общество имеет возможность выбрать из трех альтернативных общественных товаров. Можно ожидать, что каждый член общества расположит три варианта в таком порядке, который соответствует ее или его предпочтениям, а потом сделает наиболее предпочтительный выбор. Это значит, что каждый участник голосования заявит, что он предпочитает 1-ый товар 2-ому, 2-ой третьему. Затем мы можем попытаться, используя процедуру голосования, определить общую шкалу предпочтений в обществе. Точнее говоря, может быть сделан выбор одного из любых двух общественных товаров, а победивший в этом состязании соревнуется с третьим общественным товаром.
Рассмотрим результаты голосования трех гипотетических выборов, когда решение принимается большинством голосов. Сравним положение 1-го и второго товара на выборах.
1 против 2: победил первый товар (большинство избирателей предпочитают товар 1 повару 2);
2 против 3: победил второй товар (большинство избирателей предпочитают товар 2 товару 3).
Таким образом, мы определили, что большинство избирателей в обществе предпочитают товар 2 товару 3 и товар 1 товару 2. Поэтому может показаться логичным вывод: общество предпочитает товар 1 товару 3. Но на самом деле это не так.
Если рассмотреть прямой выбор между товаром 1 и товаром 3, мы увидим, что большинство избирателей предпочтут товар 3 товару 1.
Мы видим, что выбор большинством голосов может привести к противоположным результатам, в зависимости от того, каким образом организовано голосование по поводу государственных расходов и по другим вопросам государственной важности.
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
- 1.2. Предмет экономической теории.
- Экономический рост
- 2. Основные проблемы экономической организации общества
- 2.1. Производственные возможности общества
- Х, предметы потребления
- Абсолютные преимущества
- Сравнительные преимущества
- 0,67 Т зерна
- 1 Т сахара 2 т зерна 1 т сахара
- 2.2. Типы и модели экономических систем. Фундаментальные вопросы экономики
- 3. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 3.1. Понятие и составляющие рыночного механизма
- 3.2. Спрос и закономерности его изменения
- 3.3. Предложение и факторы его изменения
- 3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3.5 Эластичность спроса и предложения
- 4. Теория потребительского поведения
- 4.1. Теория предельной полезности Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
- Правило максимизации полезности
- 4.2. Бюджетные ограничения потребителя
- Кривая «доход-потребление»
- Кривые безразличия
- Бюджетные линии
- 5. Производство и издержки
- 5.1. Производственная функция фирмы.
- 5.2. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
- Пример:
- Издержки в краткосрочный период производства
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- 6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
- 6.1. Характеристика типов рыночных структур
- 6.2. Определение цены и объема производства
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Средний, валовой и предельный доход
- Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
- 6.3. Чистая монополия: установление объема производства и цены.
- 6.4. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- 6.5. Определение объема производства и цен
- 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Закономерности формирования спроса
- Эффект объема и эффект замещения
- Правило оптимального соотношения ресурсов
- Определения оптимального соотношения ресурсов
- 7.2. Рынок труда
- Предложение труда
- Эффект замены
- Эффект дохода
- Чистоконкурентный рынок труда
- Монопсония
- Дуополия
- 7.3. Рынок капитала: закономерности спроса и предложения;
- Амортизация
- Сложный процент
- 7.4. Рынок земли. Экономическая рента
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Единый налог на землю
- Дифференциальная рента
- Цена земли
- 8. Роль государства в рыночной экономике
- 8.1. Введение в макроэкономику
- 8.2. Экономические функции государства
- 8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- 8.4. Общественные блага и побочные эффекты
- Теорема Коуза
- 8.5. Общественный выбор и государственные решения
- 9. Основные результаты и показатели национальной экономики
- 9.1. Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- 9.2. Измерение объема национального производства,
- 9.2.1. Внп: сущность и методы измерения.
- 9.2.2. Основные показатели системы национальных счетов
- 9.2.3. Номинальный и реальный ввп
- Уровень цен
- 10. Равновесный объем производства в классической и
- 10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.1.1. Понятие совокупного спроса.
- Эффект процентной ставки
- Эффект импортных закупок
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 1) Потребительские расходы.
- Благосостояние потребителей
- Ожидания потребителей
- Задолженность потребителя
- 2) Инвестиционные расходы
- Налоги с предприятий
- Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
- Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
- 10.2. Классическая модель макроэкономики
- 10.3. Кейнсианская модель макроэкономики
- 10.4. Сравнительная характеристика кейнсианской и классической модели макроэкономики
- 10.5. Инструменты кейнсианской экономической теории.
- 10.6. Методы определения равновесного чнп в кейнсианской модели экономики
- 11. Экономические циклы и экономический рост
- 11.1. Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития, виды экономических циклов
- 11.2. Безработица
- 11.3. Инфляция
- 11.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий
- 11.5. Экономический рост
- 11.5.1. Типы экономического роста
- 11.5.2. Теории экономического роста
- Классическая динамика по а. Смиту и т. Мальтусу
- Неоклассическая модель
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Неокейнсианские модели
- Модель Домара
- Модель Харрода
- 12. Деньги. Банковская система.
- 12.1. Деньги: сущность, функции, особенности современного типа
- 12.2. Равновесие на денежном рынке
- 12.3. Банковская система и денежное предложение
- Коммерческие банки
- 12.4. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- 13. Фискальная политика
- 13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- 13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
- 13.3. Проблемы эффективности фискальной политики