Антимонопольное регулирование экономической деятельности.
Уровень развития рыночной конкуренции находится в обратной зависимости от степени монополизации рынка. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем, соответственно, выше степень его монополизации и тем менее конкурентным является данный рынок.
Высокая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.
В рамках такой политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.
Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение включает:
разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции;
проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий;
содействие развитию конкуренции в монополизированных отраслях.
Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Запрещаются в том числе, соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Названные ограничения вступают в силу только при наличии «доминирующего» положения одной или нескольких договаривающихся фирм. Согласно российскому антимонопольному законодательству, положение фирм может быть признано доминирующим, только если их доля на рынке соответствующего товара превышает 35%. По мнению многих экономистов, этот критерий (35%) для определения доминирующего положения на рынке чрезвычайно высок, что снижает действенность политики демонополизации. Фактически закон предоставляет возможность явно монополистическим структурам, концентрирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, беспрепятственно совершать действия (слияния, соглашения и т.д.), направленные на ограничение конкуренции. Отметим для сравнения, что антимонопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмами, совокупная рыночная доля которых превышает 15%. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.
Решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательской монополии, в странах с развитой рыночной экономикой принимаются исключительно редко. В переходной экономике роль данной формы политики демонополизации намного выше.
Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении доступа иностранных фирм на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки, налоговые льготы и т.д.
Традиционным объектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна структура может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к естественным монополиям можно отнести, например, энергетическую систему, железные дороги и нефтегазопроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике – государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а так же основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм. С этой целью, например, антимонопольное законодательство России запрещает действия предпринимательских монополий занимающих доминирующее положение на рынке, направленных на ограничение конкуренции.
Опыт западных стран показывает, что централизованное регулирование цен, как правило, блокирует действия конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.
- Учебно-методический комплекс
- По дисциплине
- «Национальная экономика»
- Для специальности 080103 – Национальная экономика
- 2. Рабочая программа по дисциплине
- 3. Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»…….....25
- 1.2. Цели дисциплины
- 1.3. Задачи дисциплины
- 1.4. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности.
- 1.5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины:
- 1.6. Перечень элементов учебно-методического комплекса
- 1.7. Список авторов элементов умк.
- 1.8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины «Национальная экономика».
- 2. Рабочая программа по дисциплине «национальная экономика»
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 2.3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение дисциплины «Национальная экономика»
- 2.4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине «Национальная экономика»
- 2.5. Требования к обязательному минимуму содержания программы
- Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.
- Тема 5. Государственное регулирование национальной экономики в современных условиях.
- Тема 9. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике России.
- Тема 10. Инвестиционный комплекс национальной экономики,
- Дополнительная литература:
- 2.7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- 2.8. Вопросы к экзамену по дисциплине «Национальная экономика»
- 2.9. Тесты по дисциплине «Национальная экономика»
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Взаимосвязь национальной и мировой экономики.
- Цели и задачи исследования национальной экономики.
- Типы национальных хозяйственных систем.
- Системный подход к исследованию национальной экономики.
- Национальная экономика как многоуровневая система страны.
- Понятие о структуре национальной экономики.
- Взаимосвязи основных элементов национальной экономики.
- I. Деятельность экономических (хозяйствующих) субъектов.
- Этапы реформирования российской экономики и их особенности.
- I этап – 1957 – 1965 гг.
- II этап – 1965 – 1985 гг.
- III этап – 1986 – 1990 гг.
- IV этап – 1990 – 2000 г.
- V этап – с 2000 г.
- Тема 2. Механизм рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы Понятие экономического равновесия
- Типы экономических систем
- Многоуровневость национальной экономики.
- Пропорции в национальной экономике
- Балансовый метод регулирования национального хозяйства
- Принципы прогнозирования национальной экономики.
- Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация.
- Понятие «стратегическое планирование».
- Этапы формирования стратегического плана.
- Стратегические программы экономического развития.
- Организация стратегического планирования на макроуровне в Российской Федерации.
- Концепция развития национальной экономики в современных условиях хозяйствования.
- Тема 4. Система потенциалов национальной экономики. Сущность, общие понятия и состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны.
- Национальное богатство как составная часть совокупного экономического потенциала страны.
- Понятие природно-ресурсный потенциал России.
- Понятие трудовой потенциал национальной экономики, роль и значение трудового потенциала в национальной экономике России.
- Тема 5. Государственное регулирование национальной
- Экономики в современных условиях.
- Понятие «государственное регулирование»,
- Его значение, особенности
- Цели государственного регулирования национальной экономики.
- Денежно-кредитное регулирование национальной экономики.
- Государственный бюджет и его значение.
- Налоговое регулирование национальной экономики.
- Антимонопольное регулирование экономической деятельности.
- Государственное регулирование регионального развития.
- Социальная политика страны, особенности, значение.
- Внешнеэкономическая политика страны, особенности, значение.
- Тема 6. Потребительский и рекреационный комплекс национальной экономики. Основные понятия и состав потребительского комплекса национальной экономики.
- Структура отраслей потребительского комплекса национальной экономики.
- Организационные основы управления и развития потребительского комплекса национальной экономики.
- Сущность рекреационного комплекса национальной экономики и его структура.
- Особенности формирования и развития рекреационного комплекса России.
- Перечень основных зон рекреации Федерального значения.
- Тема 7. Научный комплекс и его современное состояние. Сущность научного комплекса национальной экономики и его классификация.
- Наука в системе государственных приоритетов.
- Современное состояние научного комплекса.
- Механизм планирования и финансирования расходов на науку.
- 0601 Фундаментальные исследования
- 0602 Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
- Организационные формы управления научным комплексом.
- Тема 8. Внешнеэкономические связи и пропорции
- В национальной экономике.
- Внешнеторговый сектор в структуре национальной
- Экономики России.
- Эволюция системы управления внешнеторговой деятельностью за годы реформ в России.
- Основные тенденции в развитии внешнеторгового товарооборота.
- Товарная структура экспорта России.
- Товарная структура импорта России.
- Конкурентоспособность отечественной промышленности на внешнем и внутреннем рынках.
- Тема 9. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике России. Понятие валютные отношения и валютная система страны.
- Развитие и совершенствование валютной системы в Российской Федерации.
- Основные направления валютной политики в России.
- Валютный контроль национальной экономики, цели, значение.
- Валютный контроль за внешнеторговыми бартерными операциями.
- Виды инвестиций, особенности, классификация.
- Социально-экономическая эффективность инвестиций.
- Финансовые источники инвестирования национальной экономики.
- Основы инвестиционной политики в России.
- Тема 11. Национальная экономика и экономическая безопасность. Понятие экономическая безопасность страны.
- Национальные интересы и основные угрозы безопасности страны.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
- Механизм обеспечения национальной безопасности.
- Экономическая безопасность как система: определение, критерии.
- Показатели экономической безопасности России.
- Институциональные основы системы экономической безопасности.
- Методические указания к семинарам и практическим занятиям по дисциплине «национальная экономика»
- 4.1. Структура семинарских и практических занятий по дисциплине «Национальная экономика»
- 4.2. Сборник задач по дисциплине «Национальная экономика»
- Тема I. Структура населения и методика расчета численности
- Задачи для самостоятельного изучения.
- Тема 2. Структура семейного состава населения и метод определения среднего состава семьи.
- Тема 3. Расчет общего, естественного и механического прироста населения.
- Тема 4. Структура и методы расчета промышленной зоны города.
- Тема 5. Структура и методы расчета селитебной зоны города.
- 5. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «национальная экономика»
- 5.1. Цель и задачи курсовой работы
- 5.2. Содержание и структура курсовой работы
- 5.3. Методы исследования, информационные источники.
- 5.4. Оформление курсовой работы
- 5.5. Перечень примерных тем курсовых работ по дисциплине «Национальная экономика»
- Глава I
- Тема 2. Механизм рыночной сбалансированности национальной хозяйственной системы.
- Тема 3. Особенности прогнозирования и стратегического планирования национальной экономики.
- Тема 4. Система потенциалов национальной экономики.
- Тема 5. Государственное регулирование национальной экономики в современных условиях.
- Тема 6. Потребительский и рекреационный комплекс национальной экономики.
- Тема 7. Научный комплекс и его современное состояние.
- Тема 8. Внешнеэкономические связи и пропорции в национальной экономике.
- Тема 9. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике России.
- Тема 10. Инвестиционный комплекс национальной экономики, современное состояние и перспективы развития.
- Тема 11. Национальная экономика и экономическая безопасность.
- 7. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «национальная экономика»
- 8. Экзаменационные билеты по дисциплине «национальная экономика»