Дополнительная литература:
Национальная экономика России. – М.: ИНФРА. – 2005.
Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. Учеб.пособие (серия «учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). – М.: ИНФРА – М. - 2005.
Этуэлл Д., Ньюмен П. Экономическая теория. – М.:ИНФРА - М. - 2004.
Экономическая теория. Учебное пособие для Вузов.(Серия « »). – М.:Академпроект. – 2005.
Хейне П., Причитко Д, Вильямс. Экономический образ мышления. – М.:ИНФРА – М. – 2005.
6.2. Наглядные пособия, аудио-, видео- и мультимедийные материалы
6.2.1. Электронные учебные пособия
1. Виноградов В. Н. Экономическая теория: Электронное учебно-методическое пособие / В. Н. Виноградов. Институт управления и экономики (СПб.). СПб.: Изд-во Института управления и экономики, 2001.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
2.1. Рекомендации по работе с литературой
Изучение литературы трудоемкая и ответственная часть самостоятельной подготовки к семинарскому занятию, коллоквиуму, написанию доклада, курсовой работы и др. Как правило, такая работа сопровождается записями в форме: плана работы, выписок, тезисов, аннотации, резюме, конспекта (текстуального и тематического).
План – это краткая форма записи изученного материала. Это перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании изученных первоисточников. В случае, если план составлен после прочтения всего произведения, он получается последовательным, стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщение материалов, изученных позднее.
Выписки – это могут быть цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, либо краткое, близкое к дословному изложению мест из источника, данное в собственном понимании. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве его использования при написании научной работы в виде научного доклада или курсовой работы. Каждую выписку необходимо сопровождать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенностью является утвердительный, недискуссионный, позитивный характер.
Аннотация – это очень сжатое изложение существа прочитанной работы. Аннотация составляется после полного прочтения и глубокого осмысления материала.
Резюме – это краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.
Конспект – это сжатое изложение первоисточника, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, больших затрат времени и усилий. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает выработать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, ясно излагать свои мысли.
Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению. Тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы.
Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных полож6ений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы из источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезны ссылки на страницы.
В конспекте необходимо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости. При составлении конспекта важно привлечь более широкий круг литературы. Суметь разобраться в степени изученности темы. Необходимо выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое мнение или отметить, какой точке зрения по данной проблематике автор отдает предпочтение и почему.
- Факультет экономики и финансов
- 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- I. Целевая установка и организационно-методические указания
- Цели и задачи обучения дисциплине
- 2. Организационно-методические указания
- II. Содержание разделов и тем дисциплины
- Раздел 1. История экономических учений. Цели и важнейшие понятия общей экономической теории
- Тема I. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- Раздел 2. Общие основы экономического развития общества. Переходная экономика
- Тема 2. Теория производства. Общественное производство - основа развития общества
- Тема 3. Собственность и методы организации экономических систем
- Раздел 3. Основы теории рыночной экономики
- Тема 4. Становление и сущность товарного производства, Экономическая теория товара, стоимости, денег и цены
- Тема 5. Рыночные отношения: сущность, функции, структура.
- Тема 6. Механизм функционирования рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
- Тема 7. Саморегулирование экономической системы и обеспечение рыночного равновесия
- Раздел 4. Микроэкономика
- Тема 8. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы
- Тема 9. Теория потребительского поведения
- Тема 10. Формирование предпринимательского капитала и его оборот
- Тема 11. Издержки, их сущность и структура. Теория издержек
- Тема 12. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента, земельной ренты.
- Тема 13. Аграрно-промышленное производство
- Раздел 5. Макроэкономика
- Тема 14. Цели и инструменты макроэкономической политики.
- Тема 15. Накопление, потребление, сбережение. Влияние на объем валового национального продукта
- Тема16. Экономический рост - обобщающий результат функционирования национальной экономики
- Тема17. Цикличность развития экономики. Макроэкономическая нестабильность. Краткосрочное и среднесрочное неравновесие в экономике. Теория кризисов
- Тема 18. Труд, занятость и безработица. Теория человеческого капитала
- Тема 19. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- Тема 20. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- Тема 21. Финансовая система и финансовая политика
- Тема 22. Государственное макрорегулирование экономики. Экономические функции правительства
- Тема 23. Совокупные доходы населения и социальная политика государства.
- III. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
- IV. Перечень тем и планы семинарских занятий
- 4.1. Перечень тем семинарских занятий
- 4.2. Планы семинарских занятий.
- VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. Литература Основная литература
- Дополнительная литература:
- 2.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
- 3. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
- 3.I. Требования к содержанию работы
- 3.1.1. Общие требования
- 3.1.2. Требования к структурным элементам работы
- 3.2. Порядок выполнения работы
- 3.2.1. Ознакомление с требованиями
- 3.2.2. Выбор темы
- 3.2.3. Составление библиографии
- 3.2.4. Подбор литературных источников
- 3.2.5. Составление оглавления работы
- 3.3. Работа с литературными источниками
- 3.4. Написание текста работы
- 3.5. Рекомендации по порядку выполнения курсовой работы
- 3.6. Общие правила оформления
- 3.6.1. Титульный лист и оглавление
- 3.6.2.Нумерация страниц и глав
- 3.6.3. Оформление иллюстраций
- 3.6.4. Оформление таблиц
- 3.6.5. Оформление формул и уравнений
- 3.7. Порядок цитирования
- 3.8. Правила оформления списка использованной литературы
- 3.9. Оформление приложений
- 4. Подготовка к защите и защита курсовой работы
- 4.1.Подготовка к защите
- 4.2. Защита работы
- 4.3. Наиболее типичные недостатки
- Санкт – Петербург
- 4.1. Варианты контрольных работ
- 5. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов.
- 5.1. Перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Экономическая теория»
- 5.2. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономическая теория»
- 5.3. Тестовые материалы
- Тема 1. Предмет общей экономической теории, ее философские и методологические основы
- Тема 2. Теория производства. Общественное производство – основа развития общества
- Тема 3 Собственность и модели организации экономических систем
- Тема 4. Становление и сущность товарного хозяйства. Экономическая теория товара, стоимости, денег и цены
- Тема 5. Рыночные отношения: сущность, функции, структура
- Тема 6. Механизм функционирования рынка. Совершенная и несовершенная рыночная конкуренция
- Тема 7. Предпринимательская деятельность
- Тема 8. Формирование предпринимательского капитала и его оборот.
- Тема 9. Издержки, их сущность и структура. Теория издержек.
- Тема 10. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономическая теория прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты.
- Тема 11. Цели и инструменты макроэкономической политики
- Тема 12. Накопление, потребление, сбережения. Влияние на объем валового национального продукта
- Тема 13. Экономический рост - обобщающий результат функционирования национальной экономики
- Тема 14. Цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность
- Тема 15. Денежно-кредитная система. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
- Тема 16. Финансовая система и финансовая политика
- Тема 17. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- Тема 18. Совокупные доходы населения и социальная политика государства
- Лист разрешения к изданию