logo
экономика КР-17

Тенденции развития банковской системы рб.

1. Итоги работы банковского сектора в 2009 году.

Общая характеристика (в т.ч. показатели финансового посредничества: ВВП, отношение активов, капитала, депозитов к ВВП). Негативное влияние мирового финансового кризиса на банковский сектор.

Антикризисная программа.

В 2009 году банковский сектор функционировал в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Кредитные организации продолжали испытывать влияние негативных макроэкономических факторов, таких как снижение производства, ухудшение финансового состояния предприятий во многих отраслях экономики, снижение в течение года реальных доходов населения, существенное ужесточение условий внешних заимствований, несбалансированность экспорта и импорта товаров, уменьшение объема притока денежных переводов.

За отчетный 2009 год, при наличии снижения номинального ВВП, наметилась положительная тенденция постепенного наращивания депозитов. Для сравнения активов воспользуемся данными по таким странам, как: Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.

В связи с последствиями негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса темпы роста некоторых показателей деятельности банковских систем замедлились. Особую озабоченность вызывают ухудшение качества ссудного портфеля, увеличение проблемных активов, снижение рентабельности активов и капитала. Остается актуальной проблема поддержания ликвидности. Данные показатели являются определяющими факторами, влияющими на стабильность банковского сектора.

2. Перспективы развития банковского сектора

Дальнейшее развитие банковского сектора тесно связано со стабильностью макроэкономической ситуации в стране, преодолением последствий негативного влияния глобального финансово-экономического кризиса, отсутствием дисбалансов в развитии экономики, проведении согласованной денежно-кредитной политики, совершенствования методов и принципов банковского регулирования и надзора.

С целью дальнейшего развития банковского сектора предусматривается выполнение следующих мер:

- дальнейшее совершенствование банковского регулирования и надзора на основе укрепления консолидированного и риск-ориентированного надзора.

- приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, включая стандарты, предусмотренные новым соглашением по капиталу (Базель-2), последовательное внедрение и следование принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору, проверенным мировой практикой; продолжить практику оказания методологической помощи банкам, выработки рекомендаций по повышению качества организации рискменеджмента.

- внедрение системы макропруденциального, контрцикличного регулирования:

- раннее выявление рисков на базе индикаторов финансовой устойчивости; различные подходы к регулированию институтов в зависимости от значимости и их системообразующего характера; усиление роли Национального Банка, как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности; определение основных принципов и подходов пруденциального регулирования системных рисков, а также применения соответствующих нормативов; разработки мер антикризисного управления и механизмов минимизации ущерба в случае реализации системных рисков

- совершенствование системы раннего реагирования и предупреждения рисков, постепенное внедрение риск-ориентированного надзора.

3.Увеличение капитализации банков, привличение инвестиций и обеспечение банков долгосрочными ресурсами.

- В отношении планов по приватизации банковского сектора имеется четкое понимание, что обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности, диверсификация национальной экономики не могут быть достигнуты без высокой динамики инвестиционных и инновационных процессов, консолидации государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях;

- стимулирование инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений, требования к минимальному размеру капитала банков будут повышаться вне зависимости от фазы экономического цикла;

- рост капитала планируется обеспечивать получаемой текущей прибылью;

- усиление устойчивости капитала кредитных организаций за счёт увеличения уставного капитала и создания благоприятного климата с целью привлечения иностранных инвестиций в банковскую систему.

4. Развитие инфраструктуры кредитно-финансовой сферы для улучшения инвестиционного климата, поддержки отечественных производителей и потребителей финансовых услуг

- совершенствование действующих инструментов взыскания просроченной задолженности, в том числе оказание юридическими компаниями содействия банкам в работе с проблемной задолженностью;

-создание специализированного финансового Агентства, осуществляющего финансирование приоритетных государственных программ, а также приобретение у банков активов;

-привлечение средств институциональных инвесторов, основным механизмом которого станет институт государственно-частного партнерства, что позволит реализовать и развивать потенциал частнопредпринимательской инициативы и сохранить функции государства в социально значимых секторах экономики; активизация работы по развитию альтернативных источников привлечения сбережений через такие институты, как фонды недвижимости (REIT).

5. Управление кредитным риском, с целью его снижения и улучшение качества ссудного портфеля остается одной из основных проблем в банковском секторе. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 591, ожидается, что в 2010 году доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов;

6. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, приведение правовой базы банковского сектора в соответствие международным стандартам, т.е. продолжить практику оказания методологической помощи банкам; разработка рекомендаций по повышению качества организации риск-менеджмента, как и ранее, будет базироваться на международной практике организации работы по управлению рисками, на стандартах и методиках, доказавших свою эффективность .