logo
история материаловеденья (часть 2)

3.5. Работы в области авиационной промышленности

В результате пер­вой мировой, а затем и гражданской войны, воздушный флот России был почти полностью уничтожен. Поэтому в первые годы Советской власти уделялось большое внимание развитию авиа­ционной промышленности.

Для развития авиастроения было необходимо прежде всего создать новые специализированные цехи и заводы, освоить но­вое оборудование, создать современную технологию обработки деталей мотора и самолета и решить задачу правильного вы­бора материала для их изготовления. В решении всех этих во­просов значительная заслуга принадлежит Н. А. Минкевичу.

С конца 1924 г. Н. А. Минкевич работал в качестве главного металлурга и консультанта в ГУВП и Авиатресте. Он руководил выбором новых металлургических баз авиастроения, консульти­ровал металлургические заводы и заводы Авиатреста по вопро­сам металлургического оборудования, руководил разработкой и усовершенствованием технологических процессов термообра­ботки, литья, ковки и холодной протяжки на авиазаводах. Работая в качестве председателя секции черных металлов Авиа­автостандартной комиссии при ГУМП ВСНХ, а затем, с 1926 г., при Комитете стандартов, Н. А. Минкевич непосредственно уча­ствовал в составлении всех первых технических условий на черные. металлы для авиастроения и руководил дальнейшим их усовершенствованием и согласованием с заводами-постав­щиками.

В 1927 г. Н. А. Минкевич разработал план научно-исследо­вательских и заводских экспериментальных работ по металлур­гии, обеспечивающих развитие авиастроения.

Анализ вопросов металлургии в авиастроении и программа научно-исследовательских работ были опубликованы Н. А. Мин­кевичем в 1927 г. В этой работе намечены пути развития авиапроизводства и повышения качества выпускаемых конструк­ции за счет улучшения металлических полуфабрикатов.

В результате этих работ были найдены новые методы изгото­вления ряда изделий, которые ранее ввозились из-за границы. К таким изделиям относились ленты расчалок, осевые самолет­ные трубы из хромоникелевой стали, кобальтовые магниты, хромованадиевая пружинная проволока, спицевая и расчалоч­ная проволока, холоднотянутая самолетная и холоднокатаннаялистовая стали.. Кроме того, в результате работ, проведенных Н. А. Минкевичем, представилось возможным улучшить методику изготовления коленчатых валов и клапанов авиамоторов и изыскать стали для их изготовления.

Некоторые из этих работ были опубликованы Н. А. Минке­вичем в ряде технических журналов.

Дальнейшая деятельность Н. А. Минкевича непрерывно, вплоть до последних дней его жизни, в том числе и в годы Вели­кой Отечественной войны, была неразрывно связана с авиацион­ной промышленностью. Развитие авиации ставило все более и более сложные задачи перед металлургией, металловедением и термической обработкой.

Последователи Н. А. Минкевича, многие из которых являются его учениками, продолжают исследования в области рационали­зации режимов тепловой обработки деталей авиастроения, раз­работки новых более совершенных режимов термической обра­ботки и изыскания сплавов, могущих удовлетворить требованиям современной авиации. Многими из этих работ руководил до по­следних дней своей жизни Н. А. Минкевич.

Плодотворная деятельность Н. А. Минкевича в авиационной промышленности помогла советскому авиастроению, особенно в годы его становления, когда необходимо было решение ряда вопросов, связанных с разработкой новой технологии, переоборудованием металлургических и авиационных заводов, окрепнуть и приступить к массовому выпуску самолетов и моторов.