Промышленная собственность
Термин «промышленная собственность» впервые начал применяться в законодательстве Франции как вид собственности на изобретение и товарный знак. Промышленная собственность в настоящем контексте понимается как результат интеллектуального труда, являющегося порождением разума. В соответствии со ст. 1(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности к объектам промышленной собственности относятся изобретения во всех сферах человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования места происхождения товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
Изобретение является результатом творческой деятельности в области техники. В изобретательском праве, действовавшем на территории бывшего СССР и в ряде других стран, изобретение определялось как техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны. Термин «техническое решение» употреблялся в широком смысле как практическое средство удовлетворения определенных общественных потребностей. При этом обязательным было указание на технические средства, используемые для решения задачи.
Новое законодательство, принятое в большинстве стран мира, не содержит критерия «техническое решение». Это явилось следствием бурного развития новых областей науки и техники, отраслей производства - информатики, биотехнологий, компьютерной техники, программного обеспечения, способов лечения людей и животных и т.д.
Решение задачи признается охраноспособным, если оно соответствует критериям и требованиям, установленным соответствующими правовыми нормами.
В некоторых странах, в том числе в Республике Беларусь, регистрируются «полезные модели», которые имеют более узкую сферу применения и относятся к конструктивному выполнению объекта.
Промышленный образец является результатом творческой деятельности, направленной на художественное или художественно-конструкторское решение внешнего вида продукта или изделия. Промышленный образец должен удовлетворять эстетическим запросам потребителя и наиболее рационально и эффективно выполнять свои функции.
С развитием искусства дизайна полезность товаров все больше сочетается с приятным внешним видом. Производители товаров постоянно увеличивают расходы на дизайн и охрану результатов этого творческого процесса путем регистрации промышленных образцов.
Товарные знаки известны еще с древних времен, а начиная с эпохи индустриализации и развития рыночных отношений заняли ключевые позиции в международной торговле. Товарный знак стал средством индивидуализации продукции предприятия, он позволяет передать в доступной форме определенное качество или иные характеристики товара. Потребители имеют возможность сделать свой выбор среди различных товаров, имеющихся на рынке, ориентируясь на товарный знак производителя. Товарные знаки побуждают своих владельцев к улучшению известных и выпуску новых высококачественных товаров, что стимулирует экономический прогресс.
Фирменные наименования включают в себя названия или термины, служащие для того, чтобы узнать по каким-либо признакам о деловой деятельности предприятия (фирмы). Наименование фирмы идентифицирует предприятие безотносительно к товарам или услугам, реализуемым на рынке.
В соответствии с законодательством многих стран фирменные наименования являются объектом охраны. Правовые режимы, регулирующие их использование, определяются положениями Гражданского кодекса, законодательных актов, регулирующих деятельность предприятий (фирм), положениями законов и иных нормативных правовых актов в области недобросовестной конкуренции, а в отдельных случаях и специальными законами о фирменных наименованиях.
Наименования места происхождения товара известны как географические указания. Они совместно с указанием происхождения определяют источник или происхождение изделия или услуг. В то время как указание происхождения определяет лишь источник происхождения (например, «Сделано в Беларуси»), наименование происхождения указывает на характерные качества товара, определяющиеся географическим районом его изготовления. Использование этих данных позволяет оказать потребителям помощь в покупке тех или иных товаров и является мощным средством воздействия на покупателей. Неправомерное использование географических указаний может ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или услуги, нанося тем самым значительный вред.
Защита от недобросовестной конкуренции является составной частью охраны промышленной собственности и имеет непосредственную связь с рассмотренными выше объектами промышленной собственности. Наличие законодательных актов о недобросовестной конкуренции в совокупности с законами в области промышленной собственности является гарантией обеспечения добросовестной конкуренции на мировом рынке.