logo
Тематика КУРСОВЫХ работ

Тема 15. Социально-экономическая характеристика бюджетных отношений российской федерации

Государственный бюджет – это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Являясь главным звеном финансовой системы страны -  государственный бюджет оказывает значительное воздействие не только на другие звенья финансовой системы страны, но и на многие социально-экономические отношения в обществе. Цель курсовой работы по данной теме ­ показать, что бюджетные отношения являются определяющими для обеспечения социально-экономической стабильности национальной экономики любой страны.

Государственный бюджет страны с федеративным устройством представляет собой совокупность уровней бюджетов ­ бюджета центрального правительства и всех нижестоящих бюджетов административно-территориальных органов власти. Уровни государственного бюджета связаны с административно-территориальным устройством той или иной страны. В зависимости от этого  различаются бюджеты федеральные (центральные); бюджеты субъектов федерации (республиканские, краевые, областные и т.п.);  бюджеты местных органов власти (городов, районов, сельских поселений). Одной из проблем государства с федеративным устройством при формировании и исполнении бюджета является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты ­ с другой. В этой связи, в первой части курсовой работы, раскрыв сущность бюджета и сжато охарактеризовав возможные уровни  государственного бюджета, необходимо сосредоточить основное внимание на рассмотрении социально-экономических отношений, порождаемых существующими бюджетными и межбюджетными отношениями. Студенту рекомендуется кратко охарактеризовать социально-экономические отношения, порождаемые в обществе соответствующими уровнями государственного бюджета. А затем подробно рассмотреть социально-экономические отношения, порождаемые в обществе одним из конкретных уровней бюджета. При этом следует обратить внимание на то, что чем ниже уровень бюджета, тем больше в его расходах средств направляется на социальные нужды. С учетом выше сказанного данную закономерность целесообразно аргументировать с использованием практического материала.

Бюджет любого уровня делится по структуре на две части: доходную и расходную. Во второй части курсовой работы студенту предлагается проанализировать социально-экономические отношения, складывающиеся в обществе либо под влиянием доходных источников бюджета, либо под влиянием основных направлений расходной части бюджета. При этом следует учесть, что расходная часть бюджета в свою очередь делится на две неравные части. Большую часть, как правило, составляет бюджет текущих расходов. Его назначение ­ обеспечить финансовые условия для простого воспроизводства народнохозяйственного комплекса страны, финансируемого из бюджета. Меньшую часть государственного бюджета составляет бюджет развития. Его назначение - обеспечить финансовую основу для расширенного воспроизводства в народнохозяйственном комплексе страны.  

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Идеальное исполнение бюджета ­ это полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов над расходами называется профицитом. Превышение расходов над доходами  называется дефицитом. В курсовой работе рекомендуется остановиться на положительных и негативных социально-экономических аспектах, соответственно, дефицитного и профицитного бюджетов. 

Конкретная структура доходной и расходной частей бюджета порождает в обществе определенные социально-экономические отношения. Задача студента во второй части работы провести связь между структурой бюджета и определенными социально-экономическими отношениями в обществе. 

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды ­ денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. В число наиболее крупных внебюджетных фондов в России входят: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Каждый фонд опосредует определенные социально-экономические отношения. В работе нужно рассмотреть достоинства и недостатки сложившейся в нашей стране практики формирования и использования внебюджетных фондов на примере одного­двух из них, вызывающих у студента наибольший интерес. 

Третью главу курсовой работы студенту рекомендуется посвятить либо анализу внебюджетных фондов, либо основным направлениям совершенствования бюджетных отношений в Российской Федерации.