2.2 Мультипликативные модели
Общий вид модели Y = X1•X2•X3•…•Xn, т.е. величина результативного признака равна произведению факторов. Факторы могут представлять собой отношение первого первичного показателя ко второму X1=A1/A2, но фактор может равняться первичному обобщающему показателю.
Например, двукратная модель производства молока:
Y=X1X2; X1=A1/A2; Х2=А2,
где Y - валовое производство молока,
X1 - продуктивность коров за год,
Х2 - поголовье коров,
А1 - производство молока за год,
А2 - поголовье коров.
Один из методов моделирования заключается в последовательном разложении последнего объемного первичного показателя. В предыдущую мультипликативную модель введем еще один показатель - поголовье крупного рогатого скота - А3. Тогда валовое производство молока можно записать:
Y = А1/А2 • А2/А3 • А3.
Получили трехфакторную модель.
Для анализа рассчитывается абсолютное отклонение ?Y=Y-Y0 и относительные показатели - индексы IУ = Y/Y0.
Для расчета многофакторных мультипликативных моделей используется метод многофакторного индексного анализа и метод интегрального анализа.
Многофакторный индексный анализ предусматривает использование полных индексных моделей. Полной называется модель, в которой результативный показатель и последний фактор являются объемными (а не относительными).
Выручку можно представить в виде трехфакторной мультипликативной модели.
Общий вид модели (четырехфакторная модель):
Y = X1 • X2 • X3 • X4 или
Y = А1/А2 • А2/А3 • А3/А4 • А4,
где Y, A1 - выручка от реализации молока, тыс. руб.,
А2 - количество реализованного молока, ц,
А3 - количество произведенного молока, ц,
А4 - поголовье коров, гол.
X1=A1/A2 - полная себестоимость 1 ц молока, тыс. руб.,
Х2=А2/А3 - уровень товарности, %;
Х3=А3/A4 - продуктивность 1 коровы, тыс. ц.
Х4=A4 - поголовье коров, гол.
По данным таблицы 1 (Приложение 3) выручка от реализации молока увеличилась на 748 тыс. руб. или на 15,58 %.
Этот рост связан с ростом поголовья коров на 49 голов или на 7,56 %, производства молока на 3075 ц. или на 15,01 % и увеличением реализации молока на 2767 ц. или на 14,8 %.
По данным таблицы 2 (приложение 3) себестоимость молока увеличилась на 0,0 тыс. руб. или на 0,68 % в анализируемом периоде по сравнению с базисным.
Наибольшее влияние на увеличение общей выручки оказало увеличение поголовья коров на 7,56 % и продуктивности 1 коровы на 7,44 %. Снижение уровня товарности вызвало снижение выручки на 0,21 %. Рост полной себестоимости молока на 0,68 % повлек увеличение выручки на 37,72 тыс. руб. или на 0,79 %.
- Введение
- Глава 1. Комплексный анализ деятельности предприятий Яранского района
- 1.1 Модели показателей эффективности производства
- 1.2 Показатели экономической эффективности производства
- 1.3 Первичные обобщающие показатели производства продукции
- Глава 2. Функциональные факторные модели
- 2.1 Аддитивные модели
- 2.2 Мультипликативные модели
- 2.3 Кратные модели
- Глава 3. Обоснование нормативной базы. Задачи линейного программирования
- 3.1 Обоснование нормативов выхода продукции
- 3.2 Обоснование нормативов затрат ресурсов
- Глава 4. Оптимизация производственной структуры сельхозпредприятия
- 4.1 Постановка задачи и формирование модели
- 4.2 Анализ оптимального решения
- 1.2. Классификация анализа производственно-хозяйственной деятельности
- 7. Анализ и подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и подразделений
- 23. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
- 5. Подведение итогов производственной практики
- Комплексный анализ итогов производственной деятельности
- 1.4. Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- 4 Оформление отчета и подведение итогов производственной практики
- 2. Учет и анализ производственной деятельности.