logo
Анализ итогов производственной деятельности предприятия

2.2 Мультипликативные модели

Общий вид модели Y = X1•X2•X3•…•Xn, т.е. величина результативного признака равна произведению факторов. Факторы могут представлять собой отношение первого первичного показателя ко второму X1=A1/A2, но фактор может равняться первичному обобщающему показателю.

Например, двукратная модель производства молока:

Y=X1X2; X1=A1/A2; Х22,

где Y - валовое производство молока,

X1 - продуктивность коров за год,

Х2 - поголовье коров,

А1 - производство молока за год,

А2 - поголовье коров.

Один из методов моделирования заключается в последовательном разложении последнего объемного первичного показателя. В предыдущую мультипликативную модель введем еще один показатель - поголовье крупного рогатого скота - А3. Тогда валовое производство молока можно записать:

Y = А12 • А23 • А3.

Получили трехфакторную модель.

Для анализа рассчитывается абсолютное отклонение ?Y=Y-Y0 и относительные показатели - индексы IУ = Y/Y0.

Для расчета многофакторных мультипликативных моделей используется метод многофакторного индексного анализа и метод интегрального анализа.

Многофакторный индексный анализ предусматривает использование полных индексных моделей. Полной называется модель, в которой результативный показатель и последний фактор являются объемными (а не относительными).

Выручку можно представить в виде трехфакторной мультипликативной модели.

Общий вид модели (четырехфакторная модель):

Y = X1 • X2 • X3 • X4 или

Y = А12 • А23 • А34 • А4,

где Y, A1 - выручка от реализации молока, тыс. руб.,

А2 - количество реализованного молока, ц,

А3 - количество произведенного молока, ц,

А4 - поголовье коров, гол.

X1=A1/A2 - полная себестоимость 1 ц молока, тыс. руб.,

Х223 - уровень товарности, %;

Х33/A4 - продуктивность 1 коровы, тыс. ц.

Х4=A4 - поголовье коров, гол.

По данным таблицы 1 (Приложение 3) выручка от реализации молока увеличилась на 748 тыс. руб. или на 15,58 %.

Этот рост связан с ростом поголовья коров на 49 голов или на 7,56 %, производства молока на 3075 ц. или на 15,01 % и увеличением реализации молока на 2767 ц. или на 14,8 %.

По данным таблицы 2 (приложение 3) себестоимость молока увеличилась на 0,0 тыс. руб. или на 0,68 % в анализируемом периоде по сравнению с базисным.

Наибольшее влияние на увеличение общей выручки оказало увеличение поголовья коров на 7,56 % и продуктивности 1 коровы на 7,44 %. Снижение уровня товарности вызвало снижение выручки на 0,21 %. Рост полной себестоимости молока на 0,68 % повлек увеличение выручки на 37,72 тыс. руб. или на 0,79 %.