1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь
Торговля исторически и логически является отправным моментом в формировании мировой экономики. Формируя мировой рынок, торговля не оставалась чем-то застывшим. Развившись сама, торговля заложила основы для более зрелых форм внешнеэкономического сотрудничества.
Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена. Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.
По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Исторически внешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами. Сухопутная же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат на ее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров морем.
Внешняя торговля - наиболее развитая форма внешнеэкономической деятельности. Она является удобным и эффективным способом достижения пропорциональности и сбалансированности экономики. Ее определяют как специфический сектор экономики отдельного государства, связанный с реализацией части валового продукта на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке. Внешнеторговая деятельность любой страны является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран [1, с. 118].
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением тенденций глобализации производства, взаимопереплетением национальных экономических структур и воспроизводственных процессов, повышением уровня экономической открытости и взаимозависимости государств [2].
Значение экспорта в глобализированном мире трудно переоценить. Он является источником поступления иностранной валюты, инструментом расширения рынка и способом получения доступа к современным технологиям из других стран. В то же время экспортирование продукции означает участие в жесткой конкурентной борьбе, которая открывает возможность повышения эффективности [3, с. 120].
Определяя роль экспортной деятельности необходимо выделить основные мотивы, побуждающие экономическую систему экспортировать свои ресурсы и продукцию:
- возможность повышения эффективности использования природных ресурсов и преимуществ территориального разделения труда;
- уменьшение уровня безработицы;
- повышение конкурентоспособности отраслей промышленности;
- увеличение притока инвестиций отечественного и иностранного происхождения;
- приток валютных ресурсов. Чем выше объем экспорта страны, тем больше возможностей пополнить доходы бюджета. Экспортные производства укрепляют финансово-экономическое положение, обеспечивая приток налогов с предприятий и граждан;
- улучшение платежного баланса: рост экспорта способствует достижению положительного сальдо баланса;
- улучшение экономической структуры страны и увеличение возможностей экономического роста.
Значимость экспорта как основы решения проблем конкурентоспособности и поддержания национального производства заметно возросла во второй половине ХХ века.
Наблюдается прямая пропорциональная зависимость между степенью развитости экспортного потенциала и эффективным функционированием всего хозяйственного комплекса. Уровень развития внутренней экономики, как правило, тем выше, чем более мощным экспортным потенциалом обладает государство [3, с. 25].
Превращение Республики Беларусь в суверенный субъект системы мирохозяйственных связей, становление белорусской государственности обусловили потребность создания эффективной экономики, специализирующейся на производстве наиболее выгодных для республики видов продукции и развитии торговых, производственно-технологических, научных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Переход Беларуси к новым экономическим отношениям, кардинальное изменение ее геополитического положения после распада СССР превратили внешнеэкономический фактор развития страны в один из решающих [4, с. 8].
Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса.
В Беларуси, традиционно ориентированной на внешние рынки, удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП превышает 60%, тогда как, например, в Германии и России этот показатель составляет 35%, Украине - 56, Литве - 54, Польше - 28 процентов. Доля экспорта товаров в ВВП увеличилась с 45% в 1995 году до 62% в 2007 году. Такой масштаб вовлечения во внешнеэкономические связи вполне закономерен, так как Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом, а небольшие размеры страны порождают экспортоориентированную структуру экономики [3, с. 25 - 28; 5].
Внешняя торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь. Беларусь активно участвует в процессах интернационализации мирового хозяйства, реализуя через сферу внешней торговли значительную часть производимой продукции. Если принять в качестве условного критерия открытости экономики отношение товарооборота внешней торговли к валовому внутреннему продукту страны (ВВП), то по данному показателю республика значительно опережает большинство промышленно развитых стран мира [3, с. 34].
Наблюдается тенденция укрепления внешнеэкономического положения Беларуси, о чем свидетельствует динамичный рост внешнеторгового оборота, который в период с 2000 по 2007 годы возрос на 36824 млн. долларов США или 231,9% и в 2007 году составил 52795 млн. долларов, что отражено на рисунке 1.1.1 [6, c. 28; 7].
Рисунок 1.1.1 - Динамика внешней торговли Республики Беларусь, млн. долл. США
В настоящее время Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 160 странами мира. Основными торговыми партнерами являются Россия, Нидерланды, Великобритания, Украина, Польша, Латвия, Литва, Германия, Китай и США.
Следует отметить, что за последние 10 лет изменилась географическая структура экспорта товаров. Если в 1995 году экспорт товаров в страны СНГ составлял 63%, а вне СНГ - 37% общего объема, то к 2007 году внешнеторговая ориентация изменилась в сторону роста экспорта в страны вне СНГ. Так, в 2007г. экспорт в страны СНГ составил 46,1%, вне СНГ - 53,9% [6, c. 28; 8].
Структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта с преобладанием высокой доли готовой продукции. Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам. Основными статьями экспорта являются машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция легкой промышленности. Номенклатура экспортной продукции Беларуси включает свыше 1000 наименований. Продукция машиностроения совместно с продукцией химической и текстильной промышленности составляют около 60% общего объема экспорта. Экспортируется 90-95% произведенных тракторов и автомобилей, 70-75% металлообрабатывающих станков, 70-80% морозильников и холодильников, 50% телевизоров, 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей, почти все произведенные шины и мотоциклы. Товарная структура экспорта отражена в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1 - Товарная структура экспорта Республики Беларусь
2000 |
2005 |
2006 |
|||||
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу |
млн. долл. США |
в % к итогу |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего |
7326,4 |
100 |
15979,3 |
100 |
19733,7 |
100 |
|
в том числе: |
|||||||
машины, оборудование и транспортные средства |
1847,9 |
25,2 |
3240,3 |
20,3 |
3937,3 |
19,9 |
|
Минеральные продукты |
1482,1 |
20,2 |
5652,3 |
35,4 |
7661,2 |
38,8 |
|
черные, цветные металлы и изделия из них |
530,3 |
7,2 |
1195 |
7,5 |
1496,9 |
7,6 |
|
продукция химической промышленности |
1454,1 |
19,8 |
2392,2 |
15,0 |
2837,4 |
14,4 |
|
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
313,9 |
4,3 |
558,7 |
3,5 |
548,2 |
2,8 |
|
текстиль и текстильные изделия |
468,9 |
6,4 |
614,0 |
3,8 |
654,3 |
3,4 |
|
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
47,8 |
0,7 |
81 |
0,5 |
89,3 |
0,45 |
|
продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства |
503,3 |
6,9 |
1328,6 |
8,3 |
1483,5 |
7,5 |
|
Прочие |
678,1 |
9,3 |
917,2 |
5,7 |
1025,6 |
5,2 |
Анализ таблицы 1.1.1 позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта Республики Беларусь имеет группа «минеральные продукты». На их долю в 2006 году приходилось 38,8% белорусского экспорта. В структуре экспортных поставок в 2000 году преобладали машины и оборудование, на долю которых приходилось 25,2 % от общего объема экспорта. Однако их удельный вес на протяжении рассматриваемого периода снижался и в 2006 году составил 19,9 процента. Значительный удельный вес в товарной структуре белорусского экспорта имеет продукция химической промышленности [8].
Основным звеном внешнеэкономической деятельности является предприятие. Расширение экспорта на уровне предприятия означает дополнительные возможности использования преимуществ международной производственной кооперации и увеличения степени свободы в выборе наиболее эффективных путей решения производственных задач.
В Республике Беларусь структурообразующую основу экономики составляют крупные предприятия. Являясь, по сути, монополистами в национальной экономике, большинство из них в финансовом, экономическом и организационном отношении пока слабы на мировых рынках. Основная доля экспортных товаров производится небольшим количеством крупных предприятий. Более 55% экспорта дают всего два десятка крупных предприятий. Или такая цифра: 70% объема экспорта Министерства промышленности обеспечивают пять предприятий (РУП «Белорусский металлургический завод», ПО «БелавтоМАЗ», РУП «МТЗ» РУП «БелАЗ», ЗАО «Атлант»). В структуре экспорта концерна «Белнефтехим» 50,4% занимают нефтепродукты, производимые на ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан», 18,4% - калийные удобрения ПО «Беларуськалий». А на все другие виды продукции приходится менее 30 процентов.
Следует учитывать тот факт, что многие ресурсы, которые активно использовались и дали высокий результат за предыдущие пять лет в настоящее время значительно исчерпали потенциал дальнейшего увеличения темпов роста экспорта. Высок и уровень износа активной части основных производственных фондов предприятий [9, c. 49].
Экспорт, являясь мощным стимулирующим фактором экономического роста, играет роль локомотива в развитии промышленного производства, технологий, рынка создаваемых товаров и услуг, повышении в ВВП доли продукции высокой степени переработки, отвечающей международному уровню и спросу, а также позволяет преодолеть кризисные явления в деятельности предприятий, способствует поддержанию уровня производства и занятости [10].
Экспортная деятельность на предприятии является инструментом расширения рынка и способом получения доступа к современным технологиям из других стран. Экспортирование продукции означает участие в жесткой конкурентной борьбе, которая не только открывает возможность повышения эффективности, но и создает опасность вытеснения с рынка более конкурентоспособными соперниками.
Стимулирование экспорта, подразумевающее проведение наступательной торговой политики на мировых рынках, является важной частью внешнеэкономической политики многих стран, особенно развивающихся и с переходной экономикой. Его система (инструменты, институциональные исполнители, характер их взаимодействия) в каждой стране оригинальна, зависит от социально-экономического строя и степени государственного вмешательства в рыночные экономические процессы [6, c. 17].
Опыт зарубежных стран указывает на широкие возможности государства в области стимулирования экспорта. Оно может оказывать предприятиям содействие в выходе на зарубежные рынки, в продвижении новых товаров, например посредством поддержки, их участия в выставках, снабжения необходимой рыночной информацией, а также совершенствования законодательства, решения вопросов гарантий и страхования, правовой защиты на рынках, стимулирования производства наукоемкой и потенциально конкурентоспособной продукции.
Рост экспорта является одной из основных стратегических задач развития Беларуси. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы записано, что одной из основных целей внешнеэкономической деятельности страны является создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте и обеспечение условий роста экспорта.
В стране принята Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, представляющая собой концептуально целостный, системный документ, определяющий экспортную стратегию Беларуси в среднесрочном периоде. В ней четко идентифицируются важнейшие проблемы развития экспорта белорусских предприятий, содержится квалифицированный анализ имеющихся ограничений и угроз развитию экспортного потенциала страны, предложены конкретные направления совершенствования механизма поддержки экспорта, позволяющие реализовывать скрытые возможности и устранить выявленные ограничения развития.
Целью национальной программы на 2006-2010 годы является максимально полная реализация экспортного потенциала страны, обеспечение повышения конкурентоспособности товаров и услуг, его эффективности и рост объема экспорта по важнейшим показателям [9, с. 50].
Особенностью программы является то, что в ней сделан акцент на активную роль государства в стимулировании и финансировании маркетинговых исследований и продвижении товаров. Это относится практически ко всем отраслям. Можно лишь выделить несколько примеров: использование возможностей Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен в изучении зарубежных рынков в области лесного хозяйства; расширение дилерской сети предприятий и создание торговых домов концерна «Беллегпром» на территории Российской Федерации; обеспечение информационной поддержки развития экспорта белорусских предприятий. Также предусмотрено учреждение специализированного национального экспортно-импортного банка.
Программой предусмотрена унификация законодательства в области стандартизации. В частности внедрение европейских стандартов и норм в области промышленных товаров: использование стандартов ИСО 9000 и 14000 в лесном и сельском хозяйстве, текстильной промышленности, электроэнергетике; стандартизация и сертификация нефтепродуктов, минеральных удобрений, продукции химической и нефтехимической промышленности в соответствии с международными требованиями.
Особый акцент в программе делается на поддержание экспорта наукоемкой продукции, при этом особое значение придается бюджетному субсидированию наукоемких производств [9, с. 52 - 53].
Программой развития экспорта предусмотрено повышение эффективности внешней торговли и доходов от экспорта, в первую очередь, за счет получения доходов от доставки товаров.
Наращивать экспортные поставки намечается за счет освоения выпуска новых более конкурентоспособных товаров с высокой долей добавленной стоимости, наукоемкой продукции. Кроме того, планируется развивать товаропроводящую сеть. Предусмотрено развивать в Беларуси электронную торговлю как одну из форм внешней торговли.
Программой предусматривается два сценария развития экспорта - базовый и оптимистический, рассчитанный на более благоприятную конъюнктуру зарубежных рынков. В рамках базового варианта предполагается рост белорусского экспорта в 1,55 раза к уровню 2005 года, оптимистического -- в 1,8 раза. При этом в двух случаях намечен опережающий рост экспорта услуг по сравнению с увеличением поставок товаров. Оба варианта предусматривают выход на устойчивое положительное сальдо внешней торговли [11].
Реализация Национальной программы развития экспорта осуществляется в контексте вступления Беларуси в ВТО. Сегодня по ряду товарных позиций белорусский экспорт сталкивается с защитными ограничениями зарубежных государств в виде антидемпинговых и специальных пошлин, а также количественных ограничений. Поэтому присоединение республики к ВТО является важным фактором для пересмотра и отмены всех дискриминационных мер стран-членов ВТО в отношении белорусского экспорта.
Вступление Беларуси в ВТО сделает ее экономику более открытой и понятной для торговых партнеров, обеспечит доступ товаров отечественных производителей к рынкам около 150 государств мира, уменьшит вероятность частых изменений в торговой политике государства, даст возможность использовать правила ВТО для продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах. Гармонизация белорусского законодательства с системой многосторонних соглашений ВТО, предусмотренная в программе, уменьшит риски осуществления внешнеэкономической деятельности в силу того, что применение защитных мер против экспортеров страны-члена ВТО - четко регламентированная и единая для всех процедура.
Экспортная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь осуществляется в соответствии с национальным и международным законодательствами.
Первым комплексным актом Республики Беларусь, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, стал закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности», принятый 25 октября 1990 года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 1992 года N 50 «О квотировании и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь» и иными нормативными актами введен общий порядок экспорта и импорта товаров (продукции) участников внешнеэкономических связей вне зависимости от форм собственности. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Данный закон определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности [12, 13].
Серьезный шаг на пути совершенствования внешнеторговой деятельности был сделан с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Указ утвердил Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций. Указ также установил, что к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции за ряд правонарушений в области внешней торговли и установил достаточно строгие рамки в отношении расчетов по внешнеторговым договорам.
Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами определены также и в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».
25 августа 2006 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Данный документ предусматривает создание системы прямого экономического стимулирования развития экспорта с использованием механизмов кредитования и страховой защиты от возникающих коммерческих и политических экспортных рисков. В Указе регламентирован порядок страхования экспортных рисков с поддержкой государства, а также определены механизмы компенсации банкам потерь, связанных с выдачей кредитов на льготных условиях [6, c. 22].
27 марта 2008 года вышел Указ Президента № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», который должен вступить в силу спустя шесть месяцев после его опубликования. Документ пришел на смену вышеупомянутому указу № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Указ № 178 направлен на активизацию внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования и предусматривает совершенствование порядка проведения и контроля внешнеторговых операций. Данным указом сокращается количество агентов валютного контроля, вводятся новые понятия, определения и сроки в отношении внешнеторговых операций. Более удобным станет порядок продления сроков исполнения внешнеторговых контрактов. Отменяется процедура визирования паспортов сделки, а процедура регистрации будет проводиться не таможенными органами, а банками. Также увеличен лимит суммы внешнеторговых контрактов, по которым необходимо оформлять паспорт сделки. В целом указ № 178 можно оценить как шаг на пути либерализации нормативного регулирования внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования.
Одним из основополагающих международных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, является Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров - международный документ, устраняющий расхождения в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров.
Положения Конвенции регламентируют заключение договора международной купли-продажи, права и обязанности сторон договора, ответственность сторон сделки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Положения Конвенции не затрагивают содержания договора и вопросы права собственности на проданный товар. (На территории Республики Беларусь Конвенция действует с 1 ноября 1990 года) [10].
Таким образом, современный этап мирового развития характеризуется тесной взаимосвязью экономик разных стран. Ключевую роль в этом процессе играет мировой рынок товаров и услуг. Географическое положение, исторически сложившиеся связи и особенности промышленного комплекса Республики Беларусь определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки.
Для современного этапа развития внешнеэкономической деятельности Республики Беларуси характерно углубление взаимодействия с мировым рынком, усиление конкурентных позиций традиционных белорусских производителей-экспортеров, закрепление международной специализации белорусской экономики на основе традиционных экспортных позиций (грузовые автомобили, тракторы, продукция нефтехимического комплекса и льноводства), активное применение новых форм торговли.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
- 1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь
- 1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции
- 1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции
- 3. Качество продукции и конкурентоспособность
- Конкурентоспособность экспортного товара. Соотношение качества и конкурентоспособности.
- 7. Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- 1. Анализ конкурентоспособности и качества продукции .
- 40. Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Конкурентоспособность продукции и качество продукции
- 23.Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- 28. Качество и конкурентоспособность продукции
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- 17. Конкурентоспособность экспортной продукции