logo search
"Входные барьеры" на рынок отрасли

2.2 Исследование структуры отрасли

В России сотовая связь начала внедряться с 1990 г., коммерческое использование началось с 9 сентября 1991 г., когда в Санкт-Петербурге компанией "Дельта Телеком" была запущена первая в России сотовая сеть (работала в стандарте NMT-450) и был совершён первый символический звонок по сотовой связи мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком.

К июлю 1997 г. общее число абонентов в России составило около 300 тысяч. На 2008 год основные протоколы сотовой связи, используемые в России - GSM-900 и GSM-1800. Помимо этого, работают и CDMA-сети, в стандарте CDMA-2000, он же IMT-MC-450. Также GSM-операторами ведётся плавный переход на стандарт UMTS. В частности, первый фрагмент сети этого стандарта в России был введён в эксплуатацию 2 октября 2007 года в Санкт-Петербурге компанией "МегаФон". В Свердловской области продолжает эксплуатироваться сеть сотовой связи стандарта DAMPS, принадлежащей компании Сотовая Связь "МОТИВ".

Компания IDC на основе исследования российского рынка сотовой связи сделала вывод, что в 2005 году общая продолжительность разговоров по сотовому телефону жителей РФ достигла 155 миллиардов минут, а текстовых сообщений было отправлено 15 миллиардов штук.

Согласно данным британской исследовательской компании Informa Telecoms & Media за 2006 год, средняя стоимость минуты сотовой связи для потребителя в России составила $0,05 - это самый низкий показатель из стран "большой восьмёрки".

В декабре 2007 года число пользователей сотовой связи в России выросло до 172,87 млн абонентов, в Москве - до 29,9, в Санкт-Петербурге - до 9,7 млн. Уровень проникновения в России - до 119,1%, Москве - 176%, Санкт-Петербурге - 153%. Доля рынка крупнейших сотовых операторов на декабрь 2007 года составила:

МТС 30,9%;

"ВымпелКом" 29,2%;

"МегаФон" 19,9%;

другие операторы 20% (рис.3).

Рисунок 3 - Состояние рынка сотовой связи РФ на 2007 год

Согласно исследованию компании Json & Partners, количество зарегистрированных в России сим-карт по состоянию на конец ноября 2008 года достигло 183,8 млн. Эта цифра обусловлена отсутствием абонентской платы на популярных тарифных планах у российских операторов сотовой связи и низкой ценой подключения к сети. Абоненты в ряде случаев имеют сим-карты разных операторов, при этом могут ими не пользоваться продолжительное время, либо использовать одну сим-карту в служебном мобильном телефоне, а другую - для личных разговоров.

В России в декабре 2008 г насчитывалось 187,8 млн. пользователей сотовой связи (по числу проданных сим-карт). Уровень проникновения сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) на эту дату составил, таким образом, 129,4%. В регионах, без учёта Москвы, уровень проникновения превысил 119,7%. Доля рынка крупнейших сотовых операторов на декабрь 2008 года составила: 34,4% у МТС, 25,4% у "Вымпелкома" и 23,0% у "МегаФона" (рис.4).

Рисунок 4 - Состояние рынка сотовой связи РФ на 2008 год

ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - российский оператор сотовой связи, услугами которого пользуются более 57 миллионов жителей страны. Также предприятие является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 87 регионах России, и активно работает в 62-х российских регионах, Беларуси и Украине.

МТС успешно решает свою стратегическую задачу - стать национальным оператором сотовой связи в России, а также расширить свой бизнес на страны СНГ. Сегодня МТС - единственный оператор, максимально освоивший свой лицензионный потенциал.

С 30 июня 2000г. акции компании (индекс MBT) котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рыночная капитализация МТС - более 5-ти млрд. долларов. Сегодня ведущие российские издания называют МТС одной из наиболее инвестиционно-привлекательных российских компаний.

Большое внимание уделяется сервису и обслуживанию абонентов: абоненты компании могут получить весь комплекс спектр услуг. В настоящее время в компании работают более 80 000 человек. Многие специалисты имеют международные сертификаты

"Мегафон" - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Образован в мае 2002г. в результате переименования и изменения закрытого акционерного общества "Северо-Западный GSM" и объединения в рамках одной торговой марки с ЗАО "Соник Дуо" (Москва), ЗАО "Мобиком-Кавказ", ЗАО "Мобиком-Центр", ЗАО "Мобиком-Новосибирск", ЗАО "Мобиком-Хабаровск", ЗАО "Мобиком-Киров", ОАО "МСС-Поволжье", ЗАО "Волжский GSM" и ЗАО "Уральский Джи Эс Эм".

Лицензионное покрытие ОАО "Мегафон", а также принадлежащих ему 100% дочерних компаний охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек. Данная компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости

"Мегафон" использует передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам.

Компания "ВымпелКом" предоставляет свои услуги под семейством торговых марок "Билайн", одной из наиболее известных торговых марок в России. Число абонентов на конец 2006г. исчисляется 55,1млн человек. Сеть Билайн работает на территории 76-и субъектов РФ, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Лицензии на предоставление услуг сотовой связи группы компаний "ВымпелКом" охватывают территорию, на которой проживает около 98% населения России, включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. "ВымпелКом" стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на NYSE под символом VIP. Конвертируемые облигации "ВымпелКом" котируются под символом VIP-05.

Таблица 1 - Характеристики рынка

Количество фирм

Ограниченное количество фирм, поделивших между собой отраслевой рынок;

Концентрация производства

Значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса

Барьеры

Ограниченный доступ в отрасль, (эффект масштаба, высокие издержки проникновения)

Рыночная доля фирмы

Значительная

Характер взаимодействия продавцов

Наличие стратегического поведения

Изучив таблицу 1, не трудно сделать вывод, что рынок услуг сотовой связи является типом рыночной структуры с названием олигополия.

Рассмотрим основные показатели деятельности отрасли. В таблицах 2 и 3 отражены доходы от услуг связи.

Таблица 2 - Доходы от услуг связи (на конец года; в фактически действовавших ценах; млрд. рублей; до 2000 г. - трлн. руб.)

1992

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Связь - всего

0,1

21,4

146,4

395,6

540,3

659.9

833,2

1035,9

1223,7

сотовая связь

-

-

37,4

140,2

221,8

282,9

380,2

456,1

544,3

Как видно из таблицы 2, доходы от услуг сотовой связи за восемь лет (с 2000 по 2008 гг.) возросли в 14,5 раз, в то время как вся отрасль связи в 8,4 раза.

Доходы от услуг связи в январе-сентябре 2009г., по предварительным данным, составили 943,5 млрд. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2008г. увеличились, в сопоставимой оценке, на 3,7%.

Таблица 3 - Доходы от услуг связи в январе-сентябре 2009 года

Услуги связи

В том числе оказанные населению

млрд.

рублей

В % к

удельный вес в общем объеме услуг, %

в % к итогу

январю-сентябрю 2008г.

итогу

Связь

943,5

103,7

100

54,2

100

сотовая электросвязь

412,3

103,7

43,7

87,3

70,5

Как видно из таблицы 3, доходы от услуг сотовой связи и в 2009 году росли. Рост составил 103,7%.

Таблица 4 - Основные показатели развития телефонной связи

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Число подключенных терминалов сотовой связи (на 100 человек населения), шт.

0,004

0,1

2,2

12,2

24,7

49,7

86,6

108,6

120,6

140,6

Как видно из таблицы 4, в 2000 году лишь 2 из 100 человек имели сотовый телефон, в то время как в 2008 году на 1 человека приходилось по 1,4 сотового телефона.

Оценка уровня концентрации определяется несколькими способами. Для рынка города Ижевска можно использовать следующие:

1. Оценка уровня концентрации предприятий

1.1 Доля рынка

Доля рынка крупнейших сотовых операторов на декабрь 2008 года составила: 34,4% у МТС, 25,4% у "Вымпелкома" и 23,0% у "МегаФона" (рис.4).

Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi - рыночная доля i-той фирмы;

k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

CR = 34,4 + 25,4 + 23 = 82,8

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k<N< i>, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0<YIk=n очевидно Yk=1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

1.2 Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке

HHI = 34,42 + 25,42 + 232 + 6,442 + 2,72 + 2,72 + 22 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12 = 1183,36 + 645,16 + 529 + 41,4736 + 7,29 + 7,29 + 4 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 2433,5736

Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Как мы видим значение индекса довольно велико (2433,5736), а это значит, что концентрация продавцов имеет высокое значение.

1.3 Выявление и оценка эффективности использования различных барьеров в отрасли.

Рынок сотовой связи обладает определенными входными барьерами, рассмотрим основные из них.

1. Реклама или положительный имидж.

Допустим, имеют место очень большие затраты на создание первоначального имиджа фирмы, поскольку для установления репутации высокого качества требуются значительное продвижение товара и значительный объем выпуска (который будет продаваться по более низкой цене). Далее, предположим, что затраты на укоренение фирмы на рынке не зависят от выручки, достигнутой после приобретения фирмой престижа. Тогда имеется экономия от масштаба в создании престижа и это может служить входным барьером.

Зрелым фирмам придется тратить меньше средств на повторную рекламу, чтобы защитить свои торговые марки, чем новой фирме.

Рисунок 5 - График издержек

Именно так и происходит на рынке услуг сотовой связи, где доминирующее положение занимают компании "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон".

Данные предприятия на рынке уже довольно давно и за всю историю развития сотовой связи в России сумели прорекламировать себя так, что навряд ли найдется человек, не знающий эти компании.

К примеру, рассмотрим рекламную кампанию ОАО "ВымпелКом".

На раскрутку своего брэнда (в данном случае "Билайн"), ОАО "Вымпелком" потратил в начале XXI столетия более 2 млн. дол. (к примеру за последние годы годовой бюджет коммерческих расходов колебался от четверти до полумиллиона долларов).

Понятно, что для молодого предприятия гораздо легче будет достать 250 000 долл. нежели 2 млн. долл.

Соответственно издержки "старожилов" данного рынка благодаря известности будут ниже потенциального "новичка".

2. Эффект масштаба.

Для того чтобы вывести на рынок предприятие подобное ОАО "МТС", необходимо инвестировать в "новичка" большую сумму денег.

К примеру, рассмотрим финансовые показатели ОАО "МТС",

Таблица 5 - Финансовые показатели ОАО "МТС" за 2008 год

Показатель

Сумма, млрд. долл.

1. Оборот

10,245

2. Чистая прибыль

1,930

3. Рыночная капитализация

11,5

Как видно из таблицы 2, рыночная капитализация компании ОАО "МТС" превысила сумму в 10 млрд. долл. Для того, чтобы добиться подобного результата в "новичка" придется инвестировать несколько млрд. долл. Рисковать подобной суммой захочет не каждый имеющий такие средства, а значит и появление потенциального новичка практически не реально.

3. Снижение цены.

Если издержки позволяют, то крупные участники рынка сотовой связи вполне могут снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.

Прибегать к снижению цены за оказываемые услуги, основная "тройка" игроков рынка сотовой связи, будет тогда, когда необходимо будет избавиться от вновь появившихся конкурентов.

Но на практике такого случая не было, и даже наоборот. Были случаи обвинения трех крупнейших операторов в сговоре. Федеральная антимонопольная служба провела проверку компаний Мобильные ТелеСистемы, ВымпелКом и МегаФон.

Причиной проведения расследования стало подозрительно синхронное увеличение стоимости разговоров на большинстве тарифов всех трех операторов. Плата за исходящие звонки была повышена практически на всех тарифных планах с предоплатой эфирного времени. Изменения не затронули корпоативные и безлимитные тарифы всех трех компаний.