logo
"Входные барьеры" на рынок отрасли

1.3 Отличительные особенности искусственных барьеров в условиях монополии и олигополии

Абсолютная монополия имеет место тогда, когда весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, а появление в отрасли других продавцов заблокировано. Такое положение возможно только в случае наличия чрезвычайно высоких, непреодолимых барьеров проникновения в отрасль, что и является причиной существования монополий.

Способствующие формированию таких барьеров факторы служат источниками монопольной власти.

В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности.

1) Такие права могут предоставляться органами государственной власти - например, в отношении предоставления услуг почтовой связи или коммунального хозяйства. Именно "правительственные" лицензии являются основой деятельности естественных монополий.

Естественная монополия - называется такой вид монополии, когда компания занимает особое положение, на рынке пользуясь определенными привилегиями в силу эксклюзивного обладания необходимыми ресурсами или средствами производства.

Как правило, эти компании управляют процессами и инфраструктурами воспроизводить, которые, т.е. дублировать, экономически нецелесообразно, а порой и невозможно.

Естественными монополиями во многих странах являются компании занимающиеся работающие на рынке железнодорожных перевозок, электро- и водоснабжения.

2) Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, как в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории.

3) Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии. Источником монопольной власти может служить собственность на производственный ресурс. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.

На рынке олигополии, как правило, используются нечестные методы борьбы с "новичками". Для того чтобы не пустить новичка на рынок, фирмы могут объединиться в картель и устанавливать такую цену, которая поможет удержать имеющуюся долю рынка. [10, с.156]