logo search
Автомобильная промышленность

1. Рынок мирового автомобилестроения

В начале XX века автомобильная промышленность вызвала крупное производство товаров. Автомобильная промышленность, появившись изначально во Франции и Германии, всецело созрело только в США в следствии внедрения Генри Фордом конвейера. Длительное время автомобилестроение было самым первым среди других отраслей по уровню организации производственного процесса, вот почему его и назвали «промышленностью промышленностей». Вместе с тем, эта отрасль первой встретилась с большим возмущением покупателей (это произошло в 60-е годы, когда потребители посчитали американские автомобили не безопасными), повышением цен на нефть вследствие энергетического кризиса 70-х. К тому же, эта отрасль попала и под строгий контроль со стороны государства: от экологичности производства и до вопросов антимонопольной политики.

Немаловажным фактором стало и то, что автомобильная промышленность гарантирует большую долю занятости трудоспособного населения страны, где изготавливаются или продаются автомобили. Страны, производящие автомобили гарантируют рабочие места также и другим странам, с которыми у них заключены договора о сотрудничестве. Кроме того, большой процент населения занят и в сопредельных отраслях, снабжающих автомобильную промышленность. В Америке, например, в сфере изготовления автомобилей, а также на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, а ведь это каждый шестой человек, работающий в промышленности. Вот почему автомобильная промышленность всегда востребована.

В настоящее же время, в условиях глобализации, а так же жесточайшей конкуренции и постоянного роста расходов на научные разработки, и, при этом, спада темпов роста продаж на рынках развитых стран, многим автопроизводителям быть совсем независимыми стало нереально. Волна объединения с иностранными фирмами охватила в 90-е г автомобильные предприятия Америки. «Крайслер» объединился с компанией «Даймлер-Бенц». «Форд» установил контроль над компанией «Мазда», кроме того ему стали принадлежать теперь такие фирмы как «Ягуар», «Астон Мартин» и «Вольво». Компания «Дженерал моторс» стал обладать половиной капитала шведской «Сааб».

В то время как основные мировые рынки переживают застой, вперед выходят развивающиеся страны, такие как Корея, Китай, Индия, Мексика. Американский, европейский и японский рынки, у которых, в общей сложности, 80% мировой реализации автомобилей, фактически утратили темпы роста. Американский рынок автомобилей, например, явно переполнен, ведь туда поставляется продукция европейских, японских, южнокорейских и своих, американских автомобильных компаний. Кроме того, американские компании постоянно наращивают выпуск, чтобы успешно соперничать с иностранными производителями. Автомобилестроительный рынок США переживает не самые лучшие времена. В 2009 году «скончался» один из символов американской экономики - General Motors. Долги GM на 90 млрд долларов превзошли его доходы. Автоконцерн GM объявил о своем банкротстве. Активы его составили 82,29 млрд долларов, а вот долги - 172,81 млрд долларов. До начала мирового экономического кризиса GeneralMotors успешно конкурировала с японской Toyota в поединке за лидерство на мировом авторынке. Концерн выпускал 13 марок автомобилей, владея немецким Opel, британским Vauxhall, а так же шведским Saab и китайским Wuling. Но General Motors не единственный потерпевший от кризиса американский концерн. В мае 2009 года о своем банкротстве заявил и другой крупный американский автопроизводитель - Chrysler LLC.

Банкротство - не лучшее решение проблемы для автопроизводителей Америки. По крайней мере, специалисты утверждают, что власти не берут во внимание реакции автолюбителей. Ведь спрос на автомобили упал, а после банкротства автолюбители совсем перестанут покупать машины этих марок.

Для наглядности развития автомобилестроения см. приложение 1