logo
Автомобильная промышленность

2.2 Автомобильная промышленность Европы

Автомобилестроение - одна из основных промышленных отраслей Европы. Она положила свое начало в Германии и во Франции лет сто тому назад. Но массовое серийное производство началось позже, чем Америка. После Первой мировой войны, после Второй мировой войны превратилась в отрасль уже с хорошо видной экспортной деятельностью, но после разбушевавшегося энергетического кризиса в 1970-х годы потерпела упадок, а в наше время находится в режиме роста. Выпуская ежегодно 15-16 млн автомобилей, Западная Европа по данному показателю обгоняет и Японию и США. Крупнейшими странами производителями являются Германия (5,8 млн.), Франция (3,2 млн.), Испания (2,8 млн.), Великобритания (1,7 млн.), Италия (1,2 млн.). В целом в производстве автомобилей занято примерно 2 млн европейцев.

Долгое время автомобилестроение развивалось лишь там где оно зародилось. Во Франции это Парижский район (“Renault”, “Citroen”) и юго-восток («Peugeot»), ВФРГ - районы Штутгарта («Daimler-Benz»), Франкфурта-на-Майне («Opel») и для Англии - Западный Мидленд и Юго-Восток («British Leyland»), для Италии - Турина (FIAT),. Но уже в конце 20-х - начале 30-х гг. двадцатого века автомобильная промышленность получила развитие и в других районах Европы. Это Бавария и Мюнхен (“BMW”) и Вольфсбург (“Volkswagen”).Так же в Швеции (Volvo). По производству эти предприятия были заводами-комбинатами, занимающихся не только сборкой, но и изготовлением запчастей и деталей.

С начала НТР в 50-ые гг. XXвв., наступил перелом в автомобильной промышленности региона. Случился переход к массовому производству от мало серийного, бывшие комбинаты стали большими заводами, увеличилась производительность со 100 до 600 машин в год.

В более современное время глобализация оказывает на автомобильную индустрию Европы весьма заметное воздействие. Выражено оно в увеличении кооперирования производства и международной специализации, так же в увеличении экспорта. Из 16,7 млн автомашин, изготовленных в специализированных регионах Европы 1998 г., на экспорт ушло 12,7 млн (в другие европейские страны 8,4 млн, за пределы Европы - 4,4 млн).

Основной фактор автомобилестроения Европы - это высокий уровень монополизации. Тут главенствуют данные автопроизводители:

Лидирующее место принадлежит - германскому «Volkswagen», из года в год 4,9 млн автомобилей выпускается (это 10 % всемирного автомобилестроения) 50 разнообразных моделей. Фольцвагенимеет 42 завода, которые расположены в различных уголках света,300 тыс. работников. В 1999 г. «Volkswagen» стал первым европейским автопроизводителем, изготовившим 100-миллионный автомобиль. После идет германский «Daimler-Benz», ставший в 80--90-х гг. XX в. многопрофильным супергигантом, занимающимся производством автомобилей “Mercedes”, которые считаются машинами престиж класса. Мерседес выпускает 4,5 млн автомашин в год (это порядка 8,5 % всемирного производства). По грузовым машинам доля Мерседес заметно больше (более 16 %). Третью строчку занимает - итальянский “FIAT” (более 2,6 млн машин в год), далее идет - французский производитель «Renault» (2,3 млн), затем - так же французский «PSA Peugeot Citroлn» (2,2 млн). Замыкает германская“BMW” и шведская «Volvo» . Между ними идет постоянная конкуренция и перегруппировка.

Так же важно заметить, что на европейский рынок внедряются японские и американские производители автомобилей. Американский «GeneralMotors» подчинил себе немецкий «Opel», большое количество концернов построил в «Ford». В результате чего американцы удовлетворяют по 10-12 % нужды европейцев на автомобильном рынке. Так же хорошо внедрились японские производители - «Toyota», «Nissan», «Honda», «Mazda», «Mitsubishi». Они обеспечивают на 10-12°% европейский рынок, однако эта цифра достигает в отдельных странах 20-30 % (Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды), 30-35 % (Норвегия, Австрия, Греция, Дания) и 40 % (Финляндия, Ирландия). Евросоюз в 1990-х гг. принял решение, что импорт японских машин в Европу должен держатся на уровне 1-1,2 млн штук в год. Так же на европейский рынок импортируются Южнокорейские автомобили. В результате чего автомобильная промышленность некоторых европейских стала интернациональной. Хорошим примером может служить Испания, где находится 14 крупных автомобильных завода, направляющие не менее 80% собранных автомашин на экспорт.