Понятие бюджетного федерализма. Основные модели и инструменты бюджетного федерализма.
Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В .результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
Российские специалисты предлагают более обобщающую классификацию, подразделяя модели бюджетного федерализма на два типа — децентрализованные и кооперативные. В децентрализованных моделях из трех главных функций государства макроэкономической стабилизации, перераспределения национального дохода и производства товаров и услуг — первые две чаще всего относятся к сфере деятельности центрального правительства, а третья — делится между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности субнациональных правительств. Этому распределению функций соответствуют и полномочия разных уровней власти по налогообложению. Источниками центрального бюджета становятся подоходные налоги с доходов физических и юридических лиц, активные и таможенные пошлины, а субнациональные бюджеты довольствуются второстепенными источниками — косвенными налогами, налогами на имущество и земельные участки. При этом признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей. Это фактически может привести к отказу центрального правительства от контроля за бюджетной деятельностью региональных органов, безразличному отношению к проблеме горизонтальных дисбалансов и региональных бюджетных дефицитов, отсутствию ответственности по их долгам. Необходимо отметить, что финансовым обеспечением независимости и самостоятельности регионов служит предоставление им права совместного (федерально-регионального) использования налоговых баз. Иногда они получают право вводить любые налоги, кроме тех, которые могут нарушать баланс межрегиональной и внешней торговли государства. Проблема устранения острых горизонтальных диспропорций решается главным образом путем предоставления целевых грантов, обычно в форме прямых трансфертов нуждающимся категориям населения. Более широко распространена кооперативная модель бюджетного федерализма, предполагающая: более широкое участие региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур; повышение роли региональных властей в системе распределения налоговых доходов, в том числе и национальных; активную политику горизонтального бюджетного выравнивания, повышенную ответственность центра за состояние региональных государственных финансов, уровень социально — экономического развития территорий, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей .
- Необходимость государственного регулирования экономики. «Провалы рынка».
- Роль государства в различных экономических системах.
- «Магический шестиугольник» целей экономической политики. «Провалы государства».
- Государство в административно-командной системе. Концепция «бюрократического рынка».
- Экономические функции государства в современной рыночной экономике.
- Теории общественного сектора (классическая, неоклассическая, кейнсианская). Вашингтонский и поствашингтонский консенсус.
- Экономические функции государства в переходной экономике.
- Административные способы государственного регулирования экономики.
- Методы прямого и косвенного регулирования экономики.
- Налоговая система: функции и основные виды налогов. Историческая эволюция налоговой системы.
- Принципы налогообложения
- 5.Виды налогов.
- Государственный долг: причины изменения, формы воздействия на экономику.
- Основные методы управления государственным долгом
- Налоговая нагрузка на экономику: тенденции изменения. «Кривая Лаффера».
- Налоговая нагрузка и уровень жизни
- Понятие бюджетного федерализма. Основные модели и инструменты бюджетного федерализма.
- Региональная политика: основные направления и инструменты.
- Государственная научная и инновационная политика: главные задачи и методы осуществления.
- Государственное регулирование естественных монополий.
- Регулирование агропромышленного комплекса: задачи и методы.
- Антимонопольная политика государства и поощрение конкуренции.
- Государственная поддержка малого предпринимательства.
- Промышленная политика: модели и способы осуществления. Государственные закупки как метод структурной политики.
- Государственная инвестиционная политика: принципы, методы, национальные модели.
- Социальная политика государства: задачи, принципы, основные модели.
- Государственное регулирование рынка труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда
- Регулирование рынка труда в России
- Социальное обеспечение и социальная защита. Борьба с бедностью как государственная политика.
- Виды социальной защиты
- Социальная защита в России
- Реформа системы социальных льгот. Содержание реформы льгот
- Возможные социальные последствия реформы льгот
- Государственное пенсионное обеспечение и реформирование национальных пенсионных систем.
- Социально-экономическое прогнозирование как метод государственного регулирования экономики.
- 3.3 Система прогнозов