19.Преимущества и недостатки конкуренции как механизма регулирования рынка.
Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Положительные стороны конкуренции:
1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8) конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
1) при его производстве:
а) производительность труда;
б) уровень налогообложения;
в) внедрение научно-технических разработок;
г) размеры прибыли предприятия;
д) величина оплаты труда.
2) при его потреблении:
а) продажная цена товара;
б) качество;
в) новизна;
г) послепродажное обслуживание;
д) уровень предпродажной подготовки.
Существует шесть видов конкуренции:
1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
- 1. Роль экономической теории в развитии общества.
- 4. Характеристики блага, товара, услуги
- Меновая стоимость –
- 5.Собственность как экономическая категория. Структура собственности (формы собственности).
- 6. Место и роль собственности в реформировании экономики. Методы изменения форм собственности.
- 7. Экономическая система. Виды экономических систем
- 8. Натуральное хозяйство как форма организации производства. Этапы развития натурального хозяйства
- 9. Экономические законы и противоречия
- 10. Условия возникновения, основные черты и этапы развития товарного производства.
- Происхождение, сущность, функции денег. Формы денег. Эволюция денег.
- 13. Рынок. Функции рынка. Субъекты и объекты рынка.
- 14. Инфраструктура рынка и её функции.
- 15. Условия становления и развития рынка. Его преимущества и недостатки.
- 16. Структура рынка. Принципы изучения структуры рынка.
- Сегментация рынка по каналам сбыта
- 17. Модели рыночной экономики.
- 18. Конкуренция, виды конкуренции
- 19.Преимущества и недостатки конкуренции как механизма регулирования рынка.
- 5) Скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
- Характеристика предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательства.
- 21. Источники формирования предпринимательского капитала.
- 22. Рациональное поведение потребителя
- 23. Различия между общей и предельной полезностью
- 24. Сущность закона убывающей предельной полезности; его взаимосвязь с законом спроса.
- 25. Различия в количественном и порядковом подходах к анализу полезности и спроса.
- 26. Принципы построения кривых безразличия, их сущность, особенности, свойства
- Принципы построения бюджетной линии, ее сущность, свойства.
- 28. Понятие оптимума потребителя. Графическое описание оптимума потребителя.
- 29. Линии “цена-потребление” и “доход-потребление”: их сущность и значение.
- 31. Коэффициенты эластичности спроса: виды, особенности определения, трактовка.
- 32. Понятие производственной функции.
- 33. Изокванта и изокоста: понятие, особенности, построение, экономическая суть.
- Понятие оптимума фирмы-производителя.
- Понятие отдачи от масштаба.
- Формальное определение
- Положительный эффект от масштаба
- Специализация в международной торговле
- Отрицательный эффект от масштаба
- Затраты в коротком и длительном периодах: виды, особенности, способы расчета.
- Затраты фирмы в длительном периоде
- Бухгалтерский и экономический подходы к определению затрат: сравнительный анализ.
- Понятие эластичности функции предложения.
- Рыночное равновесие: виды, сущность, факторы.
- Типы рыночного равновесия
- 40. Методы воздействия государства на рыночное равновесие
- Паутинообразная модель: сущность, виды, значение.
- 43.Особенности ценообразования на рынке монополии
- 44. Методы регулирования монопольного рынка.
- 45.Ценовая дискриминация при монополии: виды, особенности, значение.
- 46. Особенности монопольно конкурентного рынка.
- Сравнительный анализ моделей олигопольного поведения на рынке.
- Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства.
- 49.Особенности макроэкономического подхода к изучению экономических явлений.
- Национальное хозяйство как целостное единство отраслей и секторов экономики.
- Модель кругооборота доходов и расходов как инструмент анализа системы связей между макроэкономическими субъектами.
- 52. Основные макроэкономические показатели и их измерение.
- Функции потребления и сбережений при экзогенном и эндогенном формировании дохода.
- 54. Инвестиции: сущность, функции и классификация.
- Теория мультипликатора и принцип акселерации.
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad – as.
- Равновесный уровень цен и равновесный объем производства
- Совокупное предложение
- Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели
- Макроэкономическое равновесие в модели ad-as. Эффект храповика
- 2.5 Последствия роста as
- 2.6 Последствия падения as
- Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- 58. Денежно-кредитная система, её структура и функции
- 13.1. Денежная система страны, денежный рынок.
- 13.2. Понятие, функции и роль кредита.
- Функции денежно-кредитной системы
- 59. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 1.1.Понятие рынка ценных бумаг и его виды.
- 1.2. Функции рынка ценных бумаг.
- 1.3. Составные части рынка ценных бумаг.
- 60. Рынок труда как составная часть рынка факторов производства. Спрос на труд и предложение труда
- Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.
- Сущность, причины и факторы развития инфляции.
- 63. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- 64. Цикличность развития экономических систем. Теории экономических циклов.
- 65. Сущность и факторы экономического роста.
- 66. Основные модели экономического роста.
- Цели и инструменты макроэкономической политики. Виды макроэкономической политики.
- .Денежно-кредитная политика государства.
- Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.
- 70. Функции и типы налогообложения. Кривая Лаффера.
- Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
- Международная валютная система.
- 73.Особенности функционирования открытой экономики. Взаимосвязь валютного курса и платежного баланса.
- 74.Результативность фискальной и денежно-кредитной политики в малой открытой экономике при разных режимах валютного курса и мобильности капитала.