25. Различия в количественном и порядковом подходах к анализу полезности и спроса.
Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности ≈ ютилах. Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого.В количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:
TU = F(QA, QB, ..., QZ), где TU ≈ общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ ≈ объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности".
Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:
Аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и В равноценны).волы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.
Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А > В, В > С и одновременно С > А.
Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара ≈ при фиксированных объемах потребления других товаров ≈ улучшает положение потребителя.
Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.
- 1. Роль экономической теории в развитии общества.
- 4. Характеристики блага, товара, услуги
- Меновая стоимость –
- 5.Собственность как экономическая категория. Структура собственности (формы собственности).
- 6. Место и роль собственности в реформировании экономики. Методы изменения форм собственности.
- 7. Экономическая система. Виды экономических систем
- 8. Натуральное хозяйство как форма организации производства. Этапы развития натурального хозяйства
- 9. Экономические законы и противоречия
- 10. Условия возникновения, основные черты и этапы развития товарного производства.
- Происхождение, сущность, функции денег. Формы денег. Эволюция денег.
- 13. Рынок. Функции рынка. Субъекты и объекты рынка.
- 14. Инфраструктура рынка и её функции.
- 15. Условия становления и развития рынка. Его преимущества и недостатки.
- 16. Структура рынка. Принципы изучения структуры рынка.
- Сегментация рынка по каналам сбыта
- 17. Модели рыночной экономики.
- 18. Конкуренция, виды конкуренции
- 19.Преимущества и недостатки конкуренции как механизма регулирования рынка.
- 5) Скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
- Характеристика предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательства.
- 21. Источники формирования предпринимательского капитала.
- 22. Рациональное поведение потребителя
- 23. Различия между общей и предельной полезностью
- 24. Сущность закона убывающей предельной полезности; его взаимосвязь с законом спроса.
- 25. Различия в количественном и порядковом подходах к анализу полезности и спроса.
- 26. Принципы построения кривых безразличия, их сущность, особенности, свойства
- Принципы построения бюджетной линии, ее сущность, свойства.
- 28. Понятие оптимума потребителя. Графическое описание оптимума потребителя.
- 29. Линии “цена-потребление” и “доход-потребление”: их сущность и значение.
- 31. Коэффициенты эластичности спроса: виды, особенности определения, трактовка.
- 32. Понятие производственной функции.
- 33. Изокванта и изокоста: понятие, особенности, построение, экономическая суть.
- Понятие оптимума фирмы-производителя.
- Понятие отдачи от масштаба.
- Формальное определение
- Положительный эффект от масштаба
- Специализация в международной торговле
- Отрицательный эффект от масштаба
- Затраты в коротком и длительном периодах: виды, особенности, способы расчета.
- Затраты фирмы в длительном периоде
- Бухгалтерский и экономический подходы к определению затрат: сравнительный анализ.
- Понятие эластичности функции предложения.
- Рыночное равновесие: виды, сущность, факторы.
- Типы рыночного равновесия
- 40. Методы воздействия государства на рыночное равновесие
- Паутинообразная модель: сущность, виды, значение.
- 43.Особенности ценообразования на рынке монополии
- 44. Методы регулирования монопольного рынка.
- 45.Ценовая дискриминация при монополии: виды, особенности, значение.
- 46. Особенности монопольно конкурентного рынка.
- Сравнительный анализ моделей олигопольного поведения на рынке.
- Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства.
- 49.Особенности макроэкономического подхода к изучению экономических явлений.
- Национальное хозяйство как целостное единство отраслей и секторов экономики.
- Модель кругооборота доходов и расходов как инструмент анализа системы связей между макроэкономическими субъектами.
- 52. Основные макроэкономические показатели и их измерение.
- Функции потребления и сбережений при экзогенном и эндогенном формировании дохода.
- 54. Инвестиции: сущность, функции и классификация.
- Теория мультипликатора и принцип акселерации.
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad – as.
- Равновесный уровень цен и равновесный объем производства
- Совокупное предложение
- Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели
- Макроэкономическое равновесие в модели ad-as. Эффект храповика
- 2.5 Последствия роста as
- 2.6 Последствия падения as
- Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- 58. Денежно-кредитная система, её структура и функции
- 13.1. Денежная система страны, денежный рынок.
- 13.2. Понятие, функции и роль кредита.
- Функции денежно-кредитной системы
- 59. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 1.1.Понятие рынка ценных бумаг и его виды.
- 1.2. Функции рынка ценных бумаг.
- 1.3. Составные части рынка ценных бумаг.
- 60. Рынок труда как составная часть рынка факторов производства. Спрос на труд и предложение труда
- Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.
- Сущность, причины и факторы развития инфляции.
- 63. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- 64. Цикличность развития экономических систем. Теории экономических циклов.
- 65. Сущность и факторы экономического роста.
- 66. Основные модели экономического роста.
- Цели и инструменты макроэкономической политики. Виды макроэкономической политики.
- .Денежно-кредитная политика государства.
- Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.
- 70. Функции и типы налогообложения. Кривая Лаффера.
- Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
- Международная валютная система.
- 73.Особенности функционирования открытой экономики. Взаимосвязь валютного курса и платежного баланса.
- 74.Результативность фискальной и денежно-кредитной политики в малой открытой экономике при разных режимах валютного курса и мобильности капитала.