1.1.Понятие рынка ценных бумаг и его виды.
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:
международные и национальные рынки ценных бумаг;
региональные рынки ценных бумаг;
рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);
рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
рынки первичных и производных ценных бумаг.
Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.
В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.
Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи.
Важной частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).
- 1. Роль экономической теории в развитии общества.
- 4. Характеристики блага, товара, услуги
- Меновая стоимость –
- 5.Собственность как экономическая категория. Структура собственности (формы собственности).
- 6. Место и роль собственности в реформировании экономики. Методы изменения форм собственности.
- 7. Экономическая система. Виды экономических систем
- 8. Натуральное хозяйство как форма организации производства. Этапы развития натурального хозяйства
- 9. Экономические законы и противоречия
- 10. Условия возникновения, основные черты и этапы развития товарного производства.
- Происхождение, сущность, функции денег. Формы денег. Эволюция денег.
- 13. Рынок. Функции рынка. Субъекты и объекты рынка.
- 14. Инфраструктура рынка и её функции.
- 15. Условия становления и развития рынка. Его преимущества и недостатки.
- 16. Структура рынка. Принципы изучения структуры рынка.
- Сегментация рынка по каналам сбыта
- 17. Модели рыночной экономики.
- 18. Конкуренция, виды конкуренции
- 19.Преимущества и недостатки конкуренции как механизма регулирования рынка.
- 5) Скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
- Характеристика предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательства.
- 21. Источники формирования предпринимательского капитала.
- 22. Рациональное поведение потребителя
- 23. Различия между общей и предельной полезностью
- 24. Сущность закона убывающей предельной полезности; его взаимосвязь с законом спроса.
- 25. Различия в количественном и порядковом подходах к анализу полезности и спроса.
- 26. Принципы построения кривых безразличия, их сущность, особенности, свойства
- Принципы построения бюджетной линии, ее сущность, свойства.
- 28. Понятие оптимума потребителя. Графическое описание оптимума потребителя.
- 29. Линии “цена-потребление” и “доход-потребление”: их сущность и значение.
- 31. Коэффициенты эластичности спроса: виды, особенности определения, трактовка.
- 32. Понятие производственной функции.
- 33. Изокванта и изокоста: понятие, особенности, построение, экономическая суть.
- Понятие оптимума фирмы-производителя.
- Понятие отдачи от масштаба.
- Формальное определение
- Положительный эффект от масштаба
- Специализация в международной торговле
- Отрицательный эффект от масштаба
- Затраты в коротком и длительном периодах: виды, особенности, способы расчета.
- Затраты фирмы в длительном периоде
- Бухгалтерский и экономический подходы к определению затрат: сравнительный анализ.
- Понятие эластичности функции предложения.
- Рыночное равновесие: виды, сущность, факторы.
- Типы рыночного равновесия
- 40. Методы воздействия государства на рыночное равновесие
- Паутинообразная модель: сущность, виды, значение.
- 43.Особенности ценообразования на рынке монополии
- 44. Методы регулирования монопольного рынка.
- 45.Ценовая дискриминация при монополии: виды, особенности, значение.
- 46. Особенности монопольно конкурентного рынка.
- Сравнительный анализ моделей олигопольного поведения на рынке.
- Особенности спроса и предложения на рынках факторов производства.
- 49.Особенности макроэкономического подхода к изучению экономических явлений.
- Национальное хозяйство как целостное единство отраслей и секторов экономики.
- Модель кругооборота доходов и расходов как инструмент анализа системы связей между макроэкономическими субъектами.
- 52. Основные макроэкономические показатели и их измерение.
- Функции потребления и сбережений при экзогенном и эндогенном формировании дохода.
- 54. Инвестиции: сущность, функции и классификация.
- Теория мультипликатора и принцип акселерации.
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad – as.
- Равновесный уровень цен и равновесный объем производства
- Совокупное предложение
- Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели
- Макроэкономическое равновесие в модели ad-as. Эффект храповика
- 2.5 Последствия роста as
- 2.6 Последствия падения as
- Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
- 58. Денежно-кредитная система, её структура и функции
- 13.1. Денежная система страны, денежный рынок.
- 13.2. Понятие, функции и роль кредита.
- Функции денежно-кредитной системы
- 59. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 1.1.Понятие рынка ценных бумаг и его виды.
- 1.2. Функции рынка ценных бумаг.
- 1.3. Составные части рынка ценных бумаг.
- 60. Рынок труда как составная часть рынка факторов производства. Спрос на труд и предложение труда
- Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.
- Сущность, причины и факторы развития инфляции.
- 63. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- 64. Цикличность развития экономических систем. Теории экономических циклов.
- 65. Сущность и факторы экономического роста.
- 66. Основные модели экономического роста.
- Цели и инструменты макроэкономической политики. Виды макроэкономической политики.
- .Денежно-кредитная политика государства.
- Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.
- 70. Функции и типы налогообложения. Кривая Лаффера.
- Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
- Международная валютная система.
- 73.Особенности функционирования открытой экономики. Взаимосвязь валютного курса и платежного баланса.
- 74.Результативность фискальной и денежно-кредитной политики в малой открытой экономике при разных режимах валютного курса и мобильности капитала.