1.Введение 4
2.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 6
1Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель" 6
2.1.Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ 9
2.2.Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности 13
2.3.Предпочтения потребителя и кривая безразличия 16
2.4.Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения 21
1ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ 26
2.5.Цели и факторы производства 26
2.6.Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура 28
2.7.Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции 34
2.8.Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя 39
3.ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА 42
3.1.Понятие и классификация издержек производства 42
3.2.Издержки производства в краткосрочном периоде 46
3.3.Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба 51
3.4.Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности 58
4.ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 62
4.1.Доход предприятия и его виды 62
4.2.Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды 66
4.3.Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения 72
5.ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 74
5.1.Общая характеристика рыночных структур 74
5.2.Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции 76
5.3.Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы 83
6.ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 85
6.1.Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции 85
6.2.Фирма в условиях чистой монополии 87
6.3.Монополистическая конкуренция и поведение предприятий 92
6.4.Поведение фирмы в условиях олигополии 95
6.5.Антимонопольное регулирование 101
7.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА 103
7.1.Особенности ценообразования на рынках ресурсов 103
7.2.Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 111
7.3.Заработная плата: сущность, функции, формы и системы 122
7.4.Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования 125
7.5.Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы 130
7.6.Ценные бумаги и рынок ценных бумаг 136
7.7.Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли 144
8.МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) 149
8.1.Понятие и структура механизма микрорегулирования 149
8.2.Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни 151
8.3.Маркетинг в системе управления фирмой 160
8.4.Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы) 163
9.ЛИТЕРАТУРА 168
ВВЕДЕНИЕ
Микроэкономика - часть экономической теории, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.
Отношения людей в экономике усложняются тем, что кроме отношений на предприятии они дополняются затем отношениями на рынке данного товара и других рынках, отношениями с государством, а также внешнеэкономическими отношениями. И все они становятся объектом изучения экономической теории. Микроэкономика, являясь частью этой теории, изучает экономическую жизнь, деятельность людей и их отношения. Вместе с тем, представляя собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих отличительных черт, особенностей, которые и придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.
Первая особенностьзаключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономики всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных субъектов-участников экономической жизни, которые самостоятельно принимают экономические решения и реализуют их в собственной экономической деятельности (например, предприятия). Эта особенность микроэкономики называетсяпринципом экономического атомизма.
Вторая особенностьмикроэкономики - ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а, с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих экономических действий. А затратами - те блага, которых субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлении действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике получила названиепринципа экономического рационализма.
Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Экономика вообще и микроэкономика в частности находятся постоянно в процессе движения, изменения. Это делает необходимым изучение не только конечных результатов и выгод, но и тех изменений, которые происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, снижения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики (фирме) важно так строить свою экономическую деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Такой метод и носит название принципа предельного подхода.
На основе рассмотренных особенностей можно заключить, что предметом изучения микроэкономикиявляется поиск и выбор рациональных экономических решений и действий отдельными субъектами экономики в процессе их хозяйствования.
Главными субъектамив микроэкономике выступают домашние хозяйства и фирмы.Домашние хозяйства(семья или индивид) в товарно-рыночной экономике являются такими экономическими единицами, которые используют для удовлетворения своих потребностей те доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов - прежде всего труда, а также, если таковые имеются, - земли и капитала.
Фирмакак экономическая единица - это самостоятельный экономический субъект, который владеет необходимыми ресурсами, осуществляет производство и последующую реализацию созданных товаров и услуг.
Отношения домашних хозяйств и фирм, как основных субъектов микроэкономики, обусловливаются тем, что главными потребителями благ являются домашние хозяйства. Поэтому именно они решают, что потреблять. А фирмы на основе этого должны решать,что импроизводить.
Изучив микроэкономику вы узнаете, что такое прибыль и цены, издержки явные и неявные, почему существует убывающая доходность, что такое предельная производительность труда и капитала, как минимизировать затраты, как реагировать на отношения с конкурентами и многое другое. Эти знания будут не только интересны, но и, несомненно, полезны в практической деятельности.
Более того, без таких знаний невозможно будет изучить и понять следующие разделы экономической теории – макроэкономику, интерэкономику и переходную экономику, в эпоху которой мы с вами живем. Чтобы разобраться в особенностях и сложностях переходной экономики, отраслевых и конкретных экономических науках, нужно будет знать, что они обусловлены не только факторами макроуровня, но и особенностями хозяйствования на микроуровне экономики. В частности, тем, на что направлена деловая активность субъектов, они используют свою прибыль, с какими издержками ведут свое дело, умеют ли минимизировать затраты, знают ли "секреты" конкурентоспособности товаров, умеют ли ориентироваться на разных современных рынках - труда, капитала, ресурсов, информации и т.д. А все это изучает микроэкономика.
- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература