Общая характеристика рыночных структур
Под термином "рыночная структура"понимают совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция. Рыночная структура характеризуется следующими параметрами:
количеством и размерами фирм в отрасли;
характером продукции;
условиями вхождения и выхода из конкретного рынка;
доступностью информации.
В соответствии с этими параметрами выделяют четыре главных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия (табл. 6.1.).
Таблица 6.1.
Характеристика рыночных структур
Рыночная структура | Число фирм | Характер продукции | Условия вступления в рынок | Доступность информации | Примеры отрасли, рынка |
Совершенная конкуренция | Очень большое | Однородная | Очень легкие | Равный доступ | Рынок пшеницы, ценных бумаг |
Монополистическая конкуренция | Много | Разнородная | Сравнительно легкие | Некоторые ограничения | Сеть ресторанов, сфера банковских услуг |
Олигополия | Несколько | Однородная или дифференцированная | Отдельные препятствия
| Некоторые ограничения | Производство алюминия, телевидение
|
Монополия | Одна | Уникальная | Жесткие барьеры | Ограничения | Предприятия общественного значения |
Совершенная конкуренция —это рыночная структура, которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукциюмногим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка и равной для всех участников рынка доступностью информации. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:
1)множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;
2)каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой период;
3)отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;
4)информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;
5)не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него.
Антиподом совершенной конкуренции является чистая монополия —модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров.
Между двумя крайними состояниями — совершенной конкуренцией и чистой монополией выделяют промежуточные рыночные структуры — монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическая конкуренция —рыночная структура, которая характеризуется довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка.
Олигополия —ситуация, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.
Следует отметить, что названные виды экономических структур представляют собой типовые схемы или модели, соответствующие реальным ситуациям рынка. Однако в чистом виде они, как правило, не существуют. Все виды рыночных структур в известной мере являются абстракциями, но абстракциями, носящими научный характер. Реально существующие модели рынка обычно представляют собой некую смесь совершенной конкуренции и монополии с преобладанием того или другого начала.
Но иногда рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй — монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о реакции фирм на изменение рыночных условий.
Целью выделения отдельных типов рыночных структур является изучение особенностей поведения фирм в различных ситуациях в отношении цены, объема производства, прибыли. При этом делают два основных допущения: фирма выпускает только один продукт; единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература