Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
На потребительский выбор наряду с предпочтениями потребителя влияют его доход и цены на товары. Когда выбор осуществляется из двух товаров А и В, то потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:
Ра+ РвВJ.
где Раи Рв— цены товаров А и В;
А и Б — количество данных товаров,
J — доход потребителя.
Приведенное уравнение отражает бюджетные ограничения потребителя.Если представить их графически, то мы получимбюджетную линию,которая показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах.
Определим бюджетную линию на конкретном примере. Пусть благо А стоит 1,5 денежной единицы, а благо В — 1 денежную единицу. Потребитель Х при доходе в 12 денежных единиц может приобрести комбинации благ А и В, которые приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Комбинации благ А и В, доступные покупателю с доходом
12 денежных единицах (условные данные)
Количество благ | Расход на покупку благ | |
А | В | |
8 | 0 | 12 (12+0) |
6 | 3 | 12 (9+3) |
4 | 6 | 12 (6+6) |
2 | 9 | 12 (3+9) |
0 | 12 | 12 (0+12) |
Изобразим бюджетную линию потребителя Х графически (рис. 2.11.).
Рис. 2.11. Бюджетная линия потребителя Х
Наклон бюджетной линии определяется соотношением цены блага В и цены блага А. В нашем примере Рв/Ра= 1/1,5 = 2/3 денежной единицы.
Мы получили математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц блага А, чтобы приобрести 3 единицы блага В. Вся доступная для выбора потребителя зона ОС1С5(рис. 2.11.) называется бюджетным пространством.
Граница бюджетных возможностей неизменна только при неизменных доходе и ценах. При неизменных ценах линия бюджетных возможностей сдвигается параллельно вправо и вверх, если доход увеличивается, или влево и вниз, если уменьшается (рис. 2.12.).
Рис. 2.12. Изменение потребительских ограничений и перемещение бюджетной линии
Если же при неизменном доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетных возможностей. Допустим, цены на товар В упали, то его можно купить больше, значит, линия бюджетных возможностей сдвинется по горизонтальной оси вправо (рис. 2.12, б). Если же цены меняются одновременно и одинаково - это аналогично изменению дохода, например, при росте цен линия дохода смещается параллельно влево (рис. 2.12, в), а при снижении цен – вправо.
Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной (другими словами, какая принесет наибольшую полезность), совместим на графике «бюджетную линию» и «карту безразличия» (рис. 2.13.).
Рис. 2.13. Равновесие потребителя
Кривая же спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, средний (AR) и предельный (MR) доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.
Наибольшую полезность потребителю принесет такая комбинация благ А и В, которая соответствует точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия.
В нашем случае комбинация благ А и В, которая обеспечивает равновесие потребителя, соответствует точке У, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия Д2. В любой другой точке (в нашем примереRи С) бюджетная линия пересекается кривой безразличия, лежащей ниже кривой с точкой У, а поэтому полезность, соответствующая этим точкам (Rи С) будет меньше, чем полезность в точке У. Следовательно,точка У – точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя.
В тоже время точка Т хотя и соответствует большой сумме полезности, чем точка У, недоступна для данного потребителя, ибо находится выше бюджетной линии.
Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей. В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предельной нормой замещения. Это значит, что алгебраически условие равновесия потребителя можно записать так:
РА/РВ = MRSАВ,а так какMRSАВ=MUА/MUВ,тоMUА/MUВ = РА/РВилиMUА/PВ = MUВ/PВ.Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия.
Выведенное условие равновесия, когда потребляются два товара, называют внутренним равновесием.Если же предпочитается один из товаров, то может быть угловое равновесие (рис. 2.14.).
Рис. 2.14. Угловое равновесие
Положение равновесия потребителя изменяется при изменении дохода потребителя и цен на товары. Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Соединив эти точки, мы можем получить кривую, которую называют кривой "доход—потребление"(рис. 2.15.).
Эти кривые для разных товаров выглядят по-разному: на рис. 2.15,а — нормальный товар, б —товар низшего качества,в — товар, независимый от дохода. На вертикальной оси отложим расходы на все остальные товары.
Рис. 2.15. Кривые "доход-потребление" для разных типов товаров
Положив в основу кривую «доход — потребление», можно построить график «доход — расход» для двух благ, например пищи и одежды. Для этого проведем на плоскости «доход — расходы» под углом 45пунктирную линию, на которой расходы равны доходу. На горизонтальной оси отложим величину дохода, используемого на покупку благ; на вертикальной – денежные суммы расходов на каждое благо (рис. 2.16.).
Рис. 2.16. Зависимость расходов на питание, одежду от суммарных расходов потребителя
Так для дохода I1расходы на питание составятF1I1,на одежду —G1F1,суммарные расходы —G1I1. При увеличении дохода потребителя доI2расходы на питание достигнутF2I2, на одежду —G2F2суммарные расходы —G2I2.
Аналогичным образом можно представить расходы потребителя на все основные группы товаров и услуг на одном графике.
Кривые «расходы — доход» называются кривыми Энгеля,в честь немецкого статистика XIX в., который задолго до теоретических исследований потребления на основе статистических данных установил зависимость характера потребления от дохода. Исследование семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени позволило Э. Энгелю сделать вывод о том, чточем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание.
Это теоретическое положение вошло в историю экономической науки как закон Энгеля.В настоящее время оно используется в международной статистике для характеристики уровня благосостояния семьи.
Равновесие потребителя может изменяться и под влиянием изменения цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект субституции (замещения). Первый заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности потребления данного товара. Второй эффект проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты. Однако в случае с нормальным товаром и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать по-разному. Результаты этих эффектов можно сравнить по табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину
спроса вследствие снижения цен
Тип товара | Эффект | ||
дохода | замещения | совокупный | |
Нормальный | Положительный | Положительный | Положительный |
Низший | Отрицательный | Положительный | Положительный |
В случае с нормальным товаром эффекты дохода и субституции действуют в одном направлении, подтверждая отрицательную направленность кривой спроса. В случае с товаром низшего качества эффект дохода и эффект цены могут действовать в разных направлениях и поэтому совокупный эффект будет зависеть от того, какой из двух эффектов окажется сильнее. Поэтому совокупный эффект цены может быть и положительным? и отрицательным. Последний случай является исключением из закона спроса: уменьшение цены сопровождается падением спроса.
Итак, в случае с нормальным товаром действие эффекта дохода увеличивает количество товара В в потреблении при снижении его цены. А эффект замещения при удешевлении товара В делает его более привлекательным, поэтому кривые безразличия становятся все более пологими (рис. 2.17.,а). С помощью кривой "цена—потребление" можно построить кривую спроса (рис. 2.17.,6).
Рис. 2.17. Кривая "цена – потребление" (а) и спроса (б)
Таким образом, согласно теории потребления потребительский выбор в случаях с нормальными товарами подтверждает закон спроса. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество товара по более низкой цене.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература