logo
микроэкономика книга

Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения

На потребительский выбор наряду с предпочтениями потре­бителя влияют его доход и цены на товары. Когда выбор осуществляется из двух товаров А и В, то потребитель мо­жет приобрести любой набор товаров, который удовлетво­ряет следующему условию:

Ра+ РвВJ.

где Раи Рв— цены товаров А и В;

А и Б — количество данных товаров,

J — доход потребителя.

Приведенное уравнение отражает бюджетные ограниче­ния потребителя.Если представить их графически, то мы получимбюджетную линию,которая показывает различ­ные комбинации двух благ, которые могут быть приобрете­ны при фиксированной величине денежного дохода и опре­деленных ценах.

Определим бюджетную линию на конкретном примере. Пусть благо А стоит 1,5 денежной единицы, а благо В — 1 денежную единицу. Потребитель Х при доходе в 12 денежных единиц может приобрести комбинации благ А и В, которые приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Комбинации благ А и В, доступные покупателю с доходом

12 денежных единицах (условные данные)

Количество благ

Расход на покупку благ

А

В

8

0

12 (12+0)

6

3

12 (9+3)

4

6

12 (6+6)

2

9

12 (3+9)

0

12

12 (0+12)

Изобразим бюджетную линию потребителя Х графически (рис. 2.11.).

Рис. 2.11. Бюджетная линия потребителя Х

Наклон бюджетной ли­нии определяется соотноше­нием цены блага В и цены блага А. В нашем примере Рва= 1/1,5 = 2/3 денеж­ной единицы.

Мы получили математи­ческий способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц блага А, чтобы приобрести 3 единицы блага В. Вся доступная для выбора потребителя зона ОС1С5(рис. 2.11.) называется бюджетным пространством.

Граница бюджетных возможностей неизменна только при неизменных доходе и ценах. При неизменных ценах линия бюджетных возможностей сдвигается параллельно вправо и вверх, если доход увеличивается, или влево и вниз, если уменьшается (рис. 2.12.).

Рис. 2.12. Изменение потребительских ограничений и перемещение бюджетной линии

Если же при неизменном доходе меня­ется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджет­ных возможностей. Допустим, цены на товар В упали, то его можно купить больше, значит, линия бюд­жетных возможностей сдвинется по горизонтальной оси вправо (рис. 2.12, б). Если же цены меняются одновремен­но и одинаково - это аналогично изменению дохода, например, при росте цен линия дохода смещается парал­лельно влево (рис. 2.12, в), а при снижении цен – вправо.

Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация доступ­ных потребителю благ окажется для него наиболее пред­почтительной (другими словами, какая принесет наиболь­шую полезность), совместим на графике «бюджетную ли­нию» и «карту безразличия» (рис. 2.13.).

Рис. 2.13. Равновесие потребителя

Кривая же спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоян­ной, средний (AR) и предельный (MR) доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому дохо­ду одну и ту же величину, равную цене.

Наибольшую полезность потребителю принесет такая комбинация благ А и В, ко­торая соответствует точке ка­сания бюджетной линии с на­ивысшей из доступных потре­бителю кривой безразличия.

В нашем случае комбина­ция благ А и В, которая обес­печивает равновесие потреби­теля, соответствует точке У, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия Д2. В любой другой точке (в нашем примереRи С) бюджетная линия пересекается кривой безразличия, лежащей ниже кривой с точкой У, а поэтому полезность, соответствующая этим точкам (Rи С) будет меньше, чем полезность в точке У. Следовательно,точка У – точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя.

В тоже время точка Т хотя и соответствует большой сумме полезности, чем точка У, недоступна для данного потребителя, ибо находится выше бюджетной линии.

Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный результат, т.е. максимальная по­лезность, наибольшее удовлетворение потребностей. В точке равновесия наклон линии бюджетных возможностей, определяемый соотношением цен товаров, совпадет с наклоном кривой безразличия, определяемым предель­ной нормой замещения. Это значит, что алгебраически условие равновесия потребителя можно записать так:

РАВ = MRSАВ,а так какMRSАВ=MUА/MUВ,тоMUА/MUВ = РАВилиMUА/PВ = MUВ/PВ.Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия.

Выведенное условие равновесия, когда потребляются два товара, называют внутренним равновесием.Если же предпочитается один из товаров, то может быть угловое равновесие (рис. 2.14.).

Рис. 2.14. Угловое равновесие

Положение равновесия потребителя изменяется при изменении дохода потребителя и цен на товары. Если доход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Соединив эти точки, мы можем получить кривую, которую называют кривой "доход—потребление"(рис. 2.15.).

Эти кривые для разных товаров выглядят по-разному: на рис. 2.15,а — нормальный товар, б —товар низшего качества,в — товар, независимый от дохода. На вертикальной оси отложим расходы на все остальные товары.

Рис. 2.15. Кривые "доход-потребление" для разных типов товаров

Положив в основу кривую «доход — потребление», можно построить график «доход — расход» для двух благ, напри­мер пищи и одежды. Для это­го проведем на плоскости «доход — расходы» под углом 45пунктирную линию, на кото­рой расходы равны доходу. На горизонтальной оси отложим величину дохода, используемого на покупку благ; на вертикальной – денежные суммы расходов на каждое благо (рис. 2.16.).

Рис. 2.16. Зависимость расходов на питание, одежду от суммарных расходов потребителя

Так для дохода I1расходы на питание составятF1I1,на одежду —G1F1,суммарные расходы —G1I1. При увеличе­нии дохода потребителя доI2расходы на питание достиг­нутF2I2, на одежду —G2F2суммарные расходы —G2I2.

Аналогичным образом можно представить расходы потребителя на все основные группы товаров и услуг на одном графике.

Кривые «расходы — доход» называются кривыми Энгеля,в честь немецкого статистика XIX в., который задолго до теоретических исследований потребления на основе ста­тистических данных установил зависимость характера пот­ребления от дохода. Исследование семейных бюджетов пот­ребителей ряда стран в разные периоды времени позволило Э. Энгелю сделать вывод о том, чточем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание.

Это теоретическое положение вошло в историю эконо­мической науки как закон Энгеля.В настоящее время оно используется в международной статистике для характерис­тики уровня благосостояния семьи.

Равновесие потребителя может изменяться и под влияни­ем изменения цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эффекта: эффект дохода и эффект субституции (замещения). Первый заключается в том, что с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрас­тает реальный доход потребителя, повышающий возмож­ности потребления данного товара. Второй эффект прояв­ляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты. Однако в случае с нормальным това­ром и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать по-разному. Результаты этих эффектов можно сравнить по табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину

спроса вследствие снижения цен

Тип товара

Эффект

дохода

замещения

совокупный

Нормальный

Положительный

Положительный

Положительный

Низший

Отрицательный

Положительный

Положительный

В случае с нормальным товаром эффекты дохода и субституции действуют в одном направлении, подтверждая отрицательную направленность кривой спроса. В случае с товаром низшего качества эффект дохода и эффект цены могут действовать в разных направлениях и поэтому сово­купный эффект будет зависеть от того, какой из двух эффектов окажется сильнее. Поэтому совокупный эффект цены может быть и положительным? и отрицательным. Последний случай является исключением из закона спроса: уменьшение цены сопровождается падением спроса.

Итак, в случае с нормальным товаром действие эффек­та дохода увеличивает количество товара В в потреблении при снижении его цены. А эффект замещения при удешев­лении товара В делает его более привлекательным, поэтому кривые безразличия становятся все более пологими (рис. 2.17.,а). С помощью кривой "цена—потребление" можно построить кривую спроса (рис. 2.17.,6).

Рис. 2.17. Кривая "цена – потребление" (а) и спроса (б)

Таким образом, согласно теории потребления потреби­тельский выбор в случаях с нормальными товарами под­тверждает закон спроса. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество товара по более низкой цене.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4