logo search
финансовое мои ответы

Функции центрального банка

Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегдагосударственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что ЦБ осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики .

Д енежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

3. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливаетобязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны.

6. Денежно-кредитное регулирование экономики.

Основные методы:

Основными функциями Центрального банка являются:

Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Прибыль Банка России определяется, как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением ЦБ своих функций, установленных ст. 4 ФЗ.

  1. Счетная палата Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: полномочия при осуществлении финансового контроля и привлечении к ответственности за нарушения норм финансового права.

Федеральным законом от 11 января 1995 г. N2 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Основные задачи Счетной палаты РФ:

• определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проекто в федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

• осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных

банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

• организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров

Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

• подготовку и представление заключений в обе палаты парламнта по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации провернемой организации предписания, обязательные для исполнения.

В случаяхнеоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) функционирует на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 Росфиннадзор является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление контроля и надзора:

• за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

• соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

• соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

• исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

• исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфивнадзор имеет право:

• проверять в организациях, финансируемых из бюджета гос-ва, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильиость использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

• проводить в организациях любых форм собственности, получивших от провернемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов, данных с соответствующими документами и данными провернемой организации (встречная проверка);

• направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

• осуществлять контроль за своевременностью и полнотойустранения провернемыми организациями нарушений законодательства;

• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия

решений;

• давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзораидр.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

  1. Налоговые и таможенные органы: полномочия при осуществлении финансового контроля и привлечении к ответственности за нарушения норм финансового права.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в об-ласти ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих фин. контроль, и новых форм его про ведения.

В соответствии с Законом о налоговых органах РФ при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильиостью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных

законодательством, -Государственная налоговая служба РФ.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В настоящее время правопреемником министерства является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора:

• за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильиостью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

• осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

• соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

• полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

• проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС России имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков; проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ.

В соответствии с  Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов.

Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 «О Федеральной таможенной службе»

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает: порядок контроля таможенной стоимости товаров - совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

- осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

- осуществляет контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

  1. Финансовая деятельность Президента Российской Федерации.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:

– формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;

– финансирования государственных расходов федерального уровня;

– денежно-кредитной политики;

– организации расчетов;

– регулирования валютных и других финансовых отношений;

– организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль. В составе Администрации Президента РФ образуются и другие структурные подразделения, например в целях экспертно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ по различным, в том числе финансовым, вопросам – Экспертное управление.

  1. Финансовая деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.

Финансовая деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.

В Совете Федерации образуются следующие комитеты, деятельность которых связана с финансами: по бюджету; по финансовым рынкам и денежному обращению; по экономической политике, предпринимательству и собственности и по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

К ведению Совета Федерации относятся вопросы законодательного обеспечения: денежно-кредитной политики; системы платежей и расчетов; рынка ценных бумаг; валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций; федерального бюджета, бюджетного устройства, бюджетной классификации и бюджетного регулирования; межбюджетного регулирования; государственного долга, формирования источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и др.

В Государственной Думе образуются следующие комитеты, деятельность которых связана с финансами: по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам и по экономической политике, предпринимательству и туризму.

К ведению Государственной Думы относятся вопросы принятия законов по вопросам финансов (федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др.).

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.

  1. Финансовая деятельность Правительства Российской Федерации.

Финансовая деятельность Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В пределах своих -полномочий Правительство Российской Федерации осуществляет систематический контроль за ис­полнением законов Российской Федерации и иных актов, регу­лирующих финансовые отношения, другими органами исполни­тельной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения. Одновременно в полномочия Правительства Российской Фе­дерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комите­тов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменять акты указанных органов.

Разновидностью целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды Правительства РФ. Эти фонды создаются по инициативе Правительства и по его же решению ликвидируются. Как правило, источником их формирования выступают бюджетные ассигнования. Эти фонды могут быть отнесены к экономической группе, ибо они создаются для решения экономи­ческих задач. К числу таких фондов относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд национально-культурного возрожде­ния народов России.

  1. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества. Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 4 Закона о Банке России на ЦБ РФ, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России относятся: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.

Денежное обращение подразделяется на два вида: 1) наличное; 2) безналичное.

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

1. Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В РФ субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются - Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассового центра (РКЦ).

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке ЦБ РФ.

2. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной· кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

В соответствии с Законом о ЦБ Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке. Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о ЦБ РФ, Закон о банках и банк. д-ти, Закон о валютном регулировании, иные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному ·рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения.

Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

В соответствии с Законом о Банке России в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

• прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также порядка их уничтожения;

• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В сфере денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права. Названные отношения могут складываться между: • ЦБ РФ и кредитными организациями; • кредитными орг-циями; • кредитными орг-циями и их клиентами; • юр. и физ. лицами; • кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; • институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

  1. Валютное регулирование Российской Федерации. Валютные операции.